Размышляя об авторском почерке Карена Бальяна, неизменно приходишь к триаде «комфорт, лаконизм, элегантность». Именно эти достоинства определили облик квартиры, которую архитектор сделал для себя. Лишенное декоративных перегрузок пространство представлено здесь, так сказать, в неразбавленном виде. И завораживает своим некричащим обаянием.
Основой пространственного решения этого интерьера стала диагональ (как видите, наш эпиграф совсем не случаен). Именно вокруг этой условной линии, связывающей «противолежащие» углы, и складывается неназойливое равновесие объемов, которыми так привлекательна квартира. Иными словами, получается, что архитектор решил на собственном опыте (и на собственном жилище в центре Москвы!) проверить сухую теорию школьного учебника.
Четыре шага от входной двери — и вы уже в композиционном центре квартиры. Если позволительно сравнение современного дома с земным шаром, то диагональную ось можно представить в виде экватора, разделяющего мир на два полушария (в данном случае общественную и приватную половины). Прямо перед вами гардероб, весьма уместный в прихожей, слева — гостиная, справа — кухня и столовая. Вот и вся репрезентативная зона. Отдельно сгруппированы спальня, детская и санузлы. Из композиционного центра можно обозреть все комнаты одномоментно, по диагонали. При этом, естественно, создается впечатление несколько большего, чем в действительности, объема. Приснопамятную с советских времен комнатно-коридорную систему здесь сменила компактная интерьерная «развязка». В результате прихожая, кухня, столовая и гостиная и обособлены друг от друга, и в то же время существуют в одном пространственном ритме.
Однако вернемся к гардеробу. Он представляет особый интерес, являясь частью весьма оригинального планировочного узла. Завязанная вокруг одной из двух несущих кирпичных колонн (в сечении Услуги под ключ ► Выполняем строительные экспертизы ► x Монтаж систем ► Выполняем строительные экспертизы ► см), эта объемная композиция включает в себя мойку (со стороны кухни), гардероб (со стороны прихожей) и нишу для телевизора (со стороны гостиной).
Что касается гостиной, то, оставшись на прежнем месте, она стала выглядеть намного просторнее благодаря как раз двум полукруглым нишам (глубиной Ремонт труб ► Выполняем строительные экспертизы ► см). Это уже упомянутая нами ниша для телевизора и еще одна, для кресла, расположенная в середине торцовой стены. Ниши, по мнению автора проекта, даже при самом минимальном объеме максимально влияют на зрительное восприятие помещения. Да к тому же обогащают линейную пластику лекальной. Не менее значимы для гостиной и два больших, перпендикулярных друг другу окна. С их помощью потоки солнечного света преобразуются в дополнительные архитектурно-пространственные элементы, способные придать всему помещению иное качество. Точно так же два расположенных под углом окна влияют на интерьер спальни.
Связка кухня — столовая (а это именно связка, поскольку вместе они создают впечатление одного помещения) интересна еще и тем, что перегородка, мойка, плита и хозяйственный столик сориентированы здесь по диагонали (под углом Ремонт труб ► Монтаж систем ► ° к капитальным стенам). Эффектно развернутый пилон с вмонтированной в него плитой делит пространство на рабочую и парадную части. А чтобы не лишать хозяйку перспективы уютного московского дворика за окнами, в боковой стенке пилона сделали большой проем. В столовой имеет смысл обратить внимание на установленный напротив балконной двери фальшкамин, придающий комнате особую респектабельность. Остается добавить, что полы в прихожей, на кухне и в столовой покрыты итальянским керамическим гранитом и оборудованы электрическим подогревом фирмы DE-VI.
Борясь с теснотой, архитектор отказался от нефункциональных дверей между комнатами представительской половины. Открытые проемы, дополненные оригинальным оформлением стен, выглядят торжественно и стильно. Свободное сообщение пространств, усиление освещенности, увеличение жилой площади (до реконструкции — Водоснабжение ► 9 м Котельная ► , после — Ремонт труб ► Монтаж систем ► , Котельная ► м Котельная ► ) — все это свидетельствует об очевидном торжестве архитектурной мысли над исходным материалом.
Подробно исследовав парадные помещения, перейдем, с согласия хозяев, в приватную, закрытую от посторонних часть квартиры. Здесь все несколько проще и, если угодно, прагматичнее.
Чтобы попасть в частные покои, надо миновать небольшую переходную зону, что-то вроде тамбура. Стилистически он все еще тяготеет к парадной половине, однако появление дверей уже обозначает иной, камерный характер помещения.
В спальне привлекает внимание полукруглая стена — «изнанка» ниши в гостиной. К счастью, этот фрагмент все же больше похож на дизайнерский изыск, чем на планировочную необходимость. Сама комната условно разделена на две зоны — альковную (назовем ее так) и вспомогательную, с гардеробом и душевой. При этом примыкающий к спальне санузел ориентирован по уже знакомой нам диагональной оси.
В детскую ведет маленький коридорчик. Возникшая здесь ступенька ( Отопление дома ► Водоснабжение ► , Монтаж систем ► см) примечательна тем, что под ней спрятаны коммуникации, связывающие дополнительный санузел с основным. Этим обстоятельством обусловлен и поднятый пол детской. Кроме того, один из углов комнаты срезан, благодаря чему образовалось уютное место для рабочего стола, компьютерной полки и небольшой справочной библиотеки.
Декоративное решение интерьера квартиры не менее интересно, чем планировочное. Энергичный потолочный рельеф, «всевидящее око» над дверными проемами активно намекают на постмодернизм. Вмонтированные в стены где по одному, где целыми плоскостями стеклоблоки удивительно похожи на изысканные витражи. Заметим попутно, что за потолочными «наворотами» благополучно исчезли две массивные несущие балки, совсем не украшавшие квартиру, а также электропроводка с двойной защитой и воздуховоды.
Что касается колористики интерьера, то главная ее задача — выявлять и подчеркивать особенности развития пространства. Мягкие сочетания кремово-желтых, светло-зеленых, голубых тонов отдают позднюю дань постмодернистским вкусам. Подчинен общему замыслу и подбор мебели. Особенно интересны элегантная, согретая живой текстурой дерева столовая и необычное многофункциональное кресло в гостиной.
Что ж, теорему превосходства диагонали в интерьере можно считать доказанной. Причем сделано это не на школьной доске, а в отдельно взятой московской квартире. Причина столь необычного подхода к математике, видимо, в том, что Карен Бальян не только блестящий дизайнер, но и теоретик архитектуры. Это и заставляет его смотреть на свою деятельность несколько отстраненно, как и подобает теоретику.
|