Здание потребовало серьезной реставрации и внутри, и снаружи. Были перекрашены стены, полностью заменена старая крыша, на наличниках восстановлен старинный орнамент |
Каждый, кому посчастливилось побывать в гостях (а тем более пожить) в старом доме, навсегда остается под впечатлением его необыкновенной атмосферы. Дощатые полы с непременной скрипучей половицей, тяжелые, «медленные» двери с затейливыми замками, запах мастики и старых книг… В таком доме возникает чувство покоя и защищенности, он действительно — «крепость».
Дом, о котором пойдет речь, стоит на высоком берегу Даугавы с тридцатых годов XIX в. Он повидал разных жильцов — от заезжих немецких коммерсантов до простых рыбаков-«тружеников моря». Нынешние хозяева перебрались сюда около трех лет назад. В то время здание было разделено на две части и находилось не в самом лучшем состоянии, да и его метража явно не хватало новым владельцам — шумной многодетной семье. В общем, имелся ряд недостатков, которые требовалось исправить. Однако новые хозяева решили свести преобразования к минимуму и в максимальной степени сохранить те приметы старины, из которых складывается атмосфера дома. Упрощало ситуацию то, что поселившиеся в нем супруги — архитекторы, поэтому никакого недопонимания между заказчиками и исполнителями проекта в данном случае возникнуть просто не могло.
«Стеклянная» гостиная достаточно демократична: сосновый пол, покрытый лаком, простые крашеные стены… Особое обаяние придают комнате огромные, практически во всю стену, «французские» окна в сад |
Для увеличения жизненного пространства спроектировали пристройку, примерно равную по объему прежнему зданию. Выдержанная в тех же пропорциях, что и основной дом, она прекрасно вписалась в существовавший «контекст». Обветшавшую крышу старого дома пришлось полностью снять, после чего все обновленное строение покрыли нарядной и вместе с тем традиционной черепицей (над старой половиной — терракотово-красной, над новой — серебристо-серой). Появилась у дома и еще одна, вторая пристройка — стеклянная. Под ней расположился подземный гараж. Кроме того, жилище получило автономную систему отопления, — в подвале разместили котельную, работающую на дизельном топливе, а все помещения снабдили современными радиаторами. Помимо этого, возвели отдельно стоящий гостевой флигель, фасад которого выходит на «красную линию» улицы.
И внешняя отделка, и интерьер старого дома требовали серьезной реставрации. Поэтому снаружи здание было тщательно очищено и заново покрашено в насыщенный красный, ближе к бордовому, цвет. Внутри с пола, стен и потолка также сняли многочисленные наслоения, после чего нанесли свежую краску. Но! Хозяева сознательно отказались от шпаклевания щелей в досках пола и стен, не стали скрывать изъеденные временем потолочные балки. Все поверхности были покрыты светлой масляной краской природных тонов. Она подчеркнула причудливый узор из мельчайших трещинок и неровностей, оставленных на дереве долгими годами. В этом «декоре» — особое очарование: так с самого детства помнишь и любишь каждую морщинку на лице доброй бабушки.
Старинная фурнитура была по возможности отреставрирована. В тех случаях, когда прежние замки не сохранились, их место заняли искусные имитации |
По верху стен пустили живописный орнамент (реконструкция старинной росписи). Оконные рамы решили не менять. По словам хозяйки, они прекрасно держат тепло, и лишь на зиму их надо по старинке заклеивать (даже в этом есть определенный шарм). Заметим, что никакого специального утепления старый дом не требовал. Построенный в те времена, когда к жизни относились более «основательно», он и по сей день вполне отвечает всем условиям непростого прибалтийского климата. Не изменила своих очертаний и лестница на второй этаж с очень узкими, стертыми временем ступенями. Конечно, она не так удобна, как современные лестницы. Но что может сравниться с чувством неразрывной связи времен, которое живет в этой скрипучей, словно из грустных сказок Андерсена, конструкции! Не остались без внимания и более второстепенные детали старого быта. Все замки, дверные петли и задвижки (некоторым из которых под Отопление дома ► Монтаж систем ► 0 лет) подверглись тщательной реставрации. А там, где «родная» фурнитура отсутствовала, ее заменил «новодел», в точности воспроизводящий оригинал.
Эта замечательная антикварная мебель находится в… ванной комнате. По мнению хозяев, ванная — то место, где можно отрешиться от забот, расслабиться, выпить бокал хорошего вина |
«Антипод» и одновременно логичное продолжение основного здания — вторая пристройка. Ее стены, можно сказать, «дематериализованы» огромными окнами (за что в быту эта часть дома зовется «стеклянной»). Благодаря грамотному техническому решению (окна с двухкамерными стеклопакетами) зазоры и щели в стенах уплотнены базальтовой ватой) эта не слишком теплая на вид конструкция выдерживает любые капризы погоды.
К антиквариату у хозяев особое отношение. Большая часть мебели, «населяющей» дом, — старинная. Но это вовсе не те предметы, которые приходят на ум при слове «антиквариат»: тяжелая бронза, массивная позолота. Красота этих вещей — в особом благородном изяществе и, конечно же, в «патине времени». Мебель покупалась в антикварных салонах специально под данный интерьер. Предметы, требовавшие реставрации, любовно расчищались, «доводились до ума», после чего занимали самые почетные места в доме. Остальная, не антикварная мебель выполнена по эскизам хозяев. Очень «прибалтийский» деревянный стол со стеклянной столешницей, заполненной разноцветными раковинами, стеллаж в гостиной, кухонный гарнитур — все это изготовили местные мастера.
Современная барная стойка, выполненная в духе минимализма, мирно соседствует со старинным окном, которое выходит в ванную комнату. Из столовой хорошо просматривается большая часть сада. В теплые дни приятно выйти на террасу у водоема, куда из кладовки выносится садовая мебель |
Интерьер можно назвать спокойным и достаточно сдержанным, а вот определение «типичный» к нему не подходит. Нестандартное дизайнерское мышление хозяев-архитекторов проявляется буквально во всем. Так, например, совершенно особая тема в доме — ванная (она оборудована на старой половине). В первый момент кажется, что размеры комнаты не соответствуют ее назначению — помещение достаточно велико и к тому же сильно вытянуто. На самом деле в основе этого решения — особое отношение хозяев к ванной как таковой. Здесь без особой натяжки можно говорить о культе. По словам хозяйки, в ванной хотелось достичь максимального комфорта: «Чтобы можно было не только помыться, но и выпить бокал вина, почитать книжку, просто посидеть, поговорить». Вот такое древнеримское прочтение… Изящный диван эпохи модерна, антикварный шкаф в сочетании с современной сантехникой — рай для истинного сибарита. Сама ванная установлена прямо под окном, выходящим в сад. Умиротворяющий шелест листвы, щебет птиц и аромат цветов как нельзя более способствуют полному расслаблению.
Еще одно совершенно особенное место — старинная коптильня. Хозяева называют ее сердцем дома. Это небольшое помещение, оборудованное специальной печью с мощной вытяжкой, в прежние времена использовалось для заготовления продуктов впрок, — здесь до сих пор сохранился специфический запах дыма и вяленой рыбы. Коптильню не стали переделывать и приспосабливать под повседневные нужды. Но если на улице пасмурно и хочется тепла и романтики, можно собрать друзей и приготовить шашлык, не выходя из дома.
Идея рисунка мощения (круглой площадки) довольно интересна. Тропинка, бегущая от дома, словно разрезает ее на две части |
Участок, на котором расположено здание, тоже преобразился. Раньше его предназначение было сугубо утилитарным, садово-огородным: практически всю территорию занимали грядки с картошкой, клубникой и прочими полезными культурами. Новые хозяева решили кардинально изменить этот «гастрономический» ландшафт. Все грядки были срыты, земля выровнена и засеяна газонной травкой. Из прежних посадок сохранились только старые яблони — необычайно величественные и к тому же дающие очень вкусные плоды. Перед домом гранитной плиткой вымостили круглую площадку, появилась извилистая дорожка, убегающая в глубь сада. На площадке обосновались нарочито грубый стол и скамьи из простых бревен. В их расположении чувствуется уверенная рука дизайнера: если есть практически идеальный круг, то должно быть и что-то, нарушающее его «философское спокойствие» (поэтому стол смещен от центра площадки). А вокруг — небольшой садик, созданный стараниями местных ландшафтных архитекторов. Для него отбирались растения, способные без потерь вынести климатические условия Прибалтики — достаточно суровую ветреную зиму и жаркое лето.
В глубине участка, на отлете, стоит русская баня. В ее архитектуре был сознательно выдержан «хуторской» стиль: проконопаченные мхом стены, крытая тростником крыша. Таким образом, помимо практического, баня приобрела и эстетическое содержание, — она является несомненным украшением «приусадебного хозяйства».
Искусственный водоем перед домом первоначально предполагалось использовать «для эстетики»: зеркальные карпы, лилии, водоросли. Но в настоящее время он полностью отдан детям |
Другая «достопримечательность» участка — бассейн перед домом. Сначала водоем предполагалось использовать «для эстетики». В нем решили разводить зеркальных карпов, декоративные водоросли, лилии. Но в жаркую летнюю пору бассейн облюбовали дети, и на семейном совете решили изменить его «профиль».
При реконструкции дома небольшой внутренний дворик (образованный домом и гостевым флигелем) оградили перголой. На участке сохранились две старые виноградные лозы (плодоносящие и дающие, по словам хозяев, очень вкусный виноград!), в дополнение к ним посадили новые. Пройдет несколько лет, и дворик приобретет «южный акцент», весьма экзотический для Балтийского побережья.
Каждый квадратный метр созданного жилья (включая реконструированные и вновь построенные части дома) обошелся владельцам в $ Договор, гарантия ► 00. Хозяева считают, что это не чрезмерная плата за роскошь существования в доме, прошлое и настоящее которого практически неразделимы…
|