Когда главный архитектор фирмы «А + А» Алексей Вязьминов говорит: «Вообще-то, мы не работаем с квартирами в панельных домах», — его можно понять. Архитектору сложно почувствовать неподдельный интерес к типовому панельному зданию. И дело вовсе не в предрассудках или снобизме. В отличие от дизайнера или декоратора, архитектор главным образом занимается организацией пространства. А панельный дом не дает в этом плане практически никаких возможностей, поскольку почти все стены в нем несущие, а значит, незыблемые. Даже прорубить новый проем в такой стене — уже большая и часто неразрешимая проблема. А заданная проектом высота помещений (всего Котельная ► ,Продажа в кредит ► Монтаж систем ► м) не позволяет использовать перепады уровня и заметно сокращает число приемов оформления потолка и пола.
Но, оказывается, когда архитектор лишен возможности заняться своими прямыми обязанностями, это дает ему повод для более энергичной проработки деталей. Впрочем, нельзя сказать, что в квартире, которую мы вам представляем, первоначальное пространственное решение совсем уж не подверглось пересмотру.
Справедливости ради заметим, что довольно удачное зонирование было заложено еще в типовом проекте. Квартира имеет четко выраженную приватную часть, состоящую из спальни, детской и примыкающей к ним ванной комнаты. Гостевая зона представлена прихожей, кухней, гостиной и гостевым санузлом. Правда, в последнем не была предусмотрена раковина. Но этот недостаток архитекторы немедленно исправили, после чего в вопросе зонирования квартиры была поставлена точка.
Важным шагом к преображению пространства стала замена глухой стены между гостиной и коридором облегченной перегородкой. В результате темный и абсолютно бесполезный коридор, лишь понапрасну отнимавший драгоценные «квадраты», превратился в одно из самых выигрышных помещений дома. Отныне это не просто проход в частные покои, а воплощение яркой архитектурно-художественной идеи. Возникший на месте прежнего коридора небольшой, но изящный холл привносит в интерьер ощущение открытости и устремленности к свету. Впечатление усиливается благодаря широкому арочному проему, соединяющему гостиную с эркером-зимним садом (раньше на его месте был неудобный балкон). Эркер, как и холл, является по существу самостоятельным помещением. Это подчеркнуто значительным перепадом уровня пола между ним и гостиной.
Еще одно не очень заметное на плане, но существенное изменение — увеличение проема между прихожей и холлом. Прежний узкий проем задавал движение от входной двери строго по прямой, в темноту коридора. Теперь пространство перетекает из прихожей в холл мягко и вольно. В сочетании с разворотом границы гостиной на Ремонт труб ► Монтаж систем ► ° это позволяет использовать старый заветный прием, заставляющий вошедшего «идти на свет».
Возможно, какой-нибудь авангардист Продажа в кредит ► Выполняем строительные экспертизы ► -Услуги под ключ ► Выполняем строительные экспертизы ► -х годов и отмел бы с усмешкой такое решение, сочтя, что гораздо интереснее завести посетителя, скажем, в темную тесную прихожую, уткнуть носом в глухую стену, а затем развернуть и «вытолкнуть» в галерею с рассеянным естественным или, наоборот, ярким искусственным светом. Но вспомним, где эти авангардисты воплощали подобные идеи — обычно в реконструируемых под жилье промышленных зданиях. Там действительно можно было все это себе позволить. В нашем же случае упомянутый академический прием оказался как нельзя более кстати.
В результате предпринятых архитекторами мер возникла читаемая прямо от входа ось «холл — гостиная — зимний сад» (до перепланировки то была куда менее эффектная цепочка «прихожая — коридор — санузел»). Направление новой линии подчеркнуто и рисунком пола: диагональный стык плиточного покрытия с паркетом еще раз показывает гостю, куда идти.
В оформлении пола тоже заметно пристальное внимание авторов проекта к деталям. Квадраты плитки в прихожей «пульсируют» то матовой, то глянцевой поверхностью. Цепочка светильников, идущая по низу стены холла, призвана выявлять эту игру. Мотив «пульсирующих» фрагментов поддерживается и рисунком паркета в гостиной. Здесь чередуются большие и маленькие квадраты двух разных пород дерева — дуба и экзотического африканского мербау.
Зеленоватые тона прихожей и холла сменяются на кухне и в гостиной желто-бежевыми. Но вставка из зеленой матовой плитки на полу кухни, а также глубокий зеленый цвет рабочих поверхностей не дают квартире распасться на отдельные части. В проекте предполагался другой рисунок пола: бежевая плитка должна была комбинироваться с зеленой в более сложном орнаменте. Но строители не смогли качественно воплотить идею, и работу пришлось переделывать. Вообще, строители немало повозились с этой квартирой. Скажем, во всех помещениях, кроме холла, стены выравнивались без применения гипсокартона, одной штукатуркой. То же и с потолками. Подвесные потолки были устроены лишь в прихожей и санузлах.
Процесс выстраивания образа квартиры — захватывающая, волнующая работа. Сначала этот образ возникает виртуально, в общении автора и заказчика, а потом начинает воплощаться в действительности. Очень важно, чтобы он стал не смазанной копией журнальной картинки, а продолжением индивидуальности хозяев. Как этого достичь? Нужна некая основополагающая идея, которая объединила бы разрозненные пожелания и настроения заказчиков в цельную систему. Тогда определится и подбор журнальных картинок — для обсуждения и окончательного осмысления деталей будущего интерьера.
И наконец, самое главное: квартире нужна история.
В нашем случае «история» обнаружилась самым счастливым образом. Хозяин по роду деятельности связан с морем. Неудивительно, что и в квартире было решено развить морскую тему. При этом авторы проекта достойно преодолели искушение создать аллюзию на океанский лайнер — с переборками, иллюминаторами, может быть, астролябиями. Нет, интерьер выполнен намного тоньше. В оформлении помещений читаются два мотива — морской глади и плавно изогнутой линии прибрежных дюн.
Первый присутствует в оформлении глухой стены холла. Она разделена тремя горизонталями, образованными неширокими желобками в сочетании с алюминиевым профилем. Приглушенное мерцание алюминия великолепно смотрится на фоне выдержанного серо-зеленого оттенка, выбранного для окраски стен.
Второй мотив (плавных волнообразных линий) пронизывает «ударный» элемент интерьера — сквозную перегородку между гостиной и холлом. Она придумана и проработана с большой фантазией и тщательностью. Плавные кривые со всех сторон перечеркивают образующие ее полки. В отделке этого интересного арт-объекта применена венецианская штукатурка теплого песочного цвета, удачно скомбинированная с деревянными деталями, выполненными на заказ.
По-своему поддерживает тему плавных волн и подобранная для гостиной система света от австрийской фирмы PLANLICHT. На гибком шинопроводе, проходящем через весь потолок, закреплены небольшие легкие плафоны. Два из них могут опускаться — как раз над обеденным и журнальным столами. Такие же плафоны, но уже на прямых струнах, развешаны и в холле.
В детской, по желанию ее маленькой хозяйки, морская тема проступила синим цветом — он присутствует в деталях мебели, в рисунке занавесок и ковра на полу.
И только в спальне можно увидеть море воочию, без аллегорий, — там на стене висит морской пейзаж…
|















