Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями

1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институтучебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институтобщественных зданий); ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское объединение- Центр» (АПИО-Центр)

2 ВНЕСЕН ФГУП «Институт общественных зданий»

3 СОГЛАСОВАН Федеральной службой по надзору в сферезащиты прав потребителей и благополучия человека 26 апреля 2005 г. № 0100/481-05-31

4 УТВЕРЖДЕН приказом Генерального директора ЗАО«АПИО-Центр» от 16 декабря 2005 г. № 23

5 ОДОБРЕН И ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства ижилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РоссийскойФедерации 12 апреля 2006 г. № 2621-РМ/07

6 ВВЕДЕН впервые

Введение

Свод правил СП 35-116-2006 «Реабилитационные центры длядетей и подростков с ограниченными возможностями» разработан по заказуМинистерства труда и социального развития Российской Федерации.

В существующей практике реабилитационные центры и отделенияорганизуются на базе центров социальной помощи семье и детям,социально-реабилитационных центров, учреждений здравоохранения, детских садов идругих учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностямиздоровья. Эти объекты являются учреждениями социальной защиты населения,осуществляющими реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном ифизическом развитии до 18-летнего возраста. Причем практически все возрастныегруппы детей и подростков: до 1 года, дошкольный возраст (до 7 лет), младшийшкольный возраст (8-10 лет), средний школьный возраст (15-18 лет), имеющих ограничениявозможностей здоровья, нуждаются в комплексном обслуживании.

Такое обслуживание, обеспечивающее наиболее полную исвоевременную социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду,дети-инвалиды с различными нарушениями смогут получать в специально созданныхреабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями спомощью сотрудников этих центров.

В Своде правил представлены единые требования к реабилитационнымцентрам для детей и подростков с ограниченными возможностями. Это позволитоптимизировать объемно-планировочные решения проектируемых зданий центров иопределять объемы финансирования на строительство зданий и организацию ихдеятельности.

Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:

Руководитель и отв. исполнитель — канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП «ИОЗ»), ответственные исполнители: канд. архит. Б.П.Анисимов (ФГУП «ИОЗ»), д-р мед. наук, профессор Н.Ф. Дементьева (ФГУП«ФЦЭРИ») при участии: канд. архит. Л.А. Смывиной (ЗАО «АПИО-Центр»),инженеров Л.В. Сигачевой и Н.И. Чернозубовой (ФГУП «ИОЗ»),педагога С.А. Новиковой (ОГУ «Реабилитационный центр для детей сограниченными возможностями «Вишенки»», г. Смоленск).

Научный редактор — канд. архит. A.M. Гарнец.

В тексте документа использованы следующие материалы:

«Типовые требования по проектированию, размещению иоснащению реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями».Части I и II. Разработаны ЗАО «ФЕМ». Министерство социальной защитынаселения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей.Москва, 1996;

Примерное положение о реабилитационном центре для детей иподростков с ограниченными возможностями. Утверждено приказом Министерствасоцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249;

Примерное положение о реабилитационном учреждении.Утверждено постановлением Минтруда России, Минздрава России, МинобразованияРоссии от 23.12.96 № 218/417/515;

Материалы ФГУП «Институт общественных зданий» по разработкеконцепции, программы проектирования, генерального плана и технологической частипроекта детского реабилитационного центра «Вишенки» г. Смоленска.

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИСТРОИТЕЛЬСТВУ

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ

REABILITATION CENTER FOR CHILDREN AND TEENAGERSWITH LIMITED POSSIBILITIES

1 Область применения

1.1 Настоящий Свод правил предназначен для созданияполноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач пореабилитации детей-инвалидов в зданиях реабилитационных центров.

1.2 Положения Свода правил распространяются напроектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособлениесуществующих зданий под реабилитационные центры или их отделения. Эти положенияпозволяют определять оптимальные объемно-планировочные решения зданий центровили их отделений, которые могут обеспечить организацию комплекснойпсихологической, медицинской и педагогической реабилитации детей-инвалидов сразличными нарушениями.

1.3 Положения настоящего документа распространяются наздания центров и отделений реабилитации независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности.

1.4 Свод правил содержит рекомендательные положения, нормыи правила. Они становятся обязательными для всех участниковпроектно-строительного процесса при включении их в утверждаемое задание напроектирование.

2 Нормативные ссылки

В настоящем Своде правил даны ссылки на следующиенормативные документы:

СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских исельских поселений»;

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасностьзданий и сооружений»;

СНиП 31-05-2003«Общественные здания административного назначения»;

СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных группнаселения»;

СНиП2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (с изменениями 1-5);

СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности длямаломобильных групп населения. Общие положения»;

СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступнымиинвалидам»;

СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильнымпосетителям»;

СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификацияпредприятий, сооружений и иных объектов»;

СанПиН2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональнымэлектронно-вычислительным машинам и организации работы»;

СанПиН2.3.6.959-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к организацииобщественного питания, изготовлению и оборотоспособности продовольственногосырья и пищевых продуктов».

3 Общие положения

3.1 Реабилитационный центр для детей и подростков сограниченными возможностями является учреждением государственной системысоциальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей иподростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебральногопаралича (ДЦП), речевой патологии, нарушениями органов слуха и органов зрения,а также с отклонениями в умственном развитии.

Реабилитационный центр включает необходимые элементыучебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительногоучреждений, «лесной школы» и временного интерната (от 1 до 5 месяцевпроживания) и предназначен для комплексной реабилитации в возрасте от трех до18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.

3.2 Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тыс.детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. Приналичии в городе или районе менее 1 тыс. детей с ограниченными возможностямисоздается один центр.

Вместимость реабилитационного центра определяется числоммест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах число коекможет быть ориентировочно принято равным 20 % числа мест (пропускнойспособности) дневного стационара.

3.3 Здания и помещения, предназначенные для размещенияцентра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целейи задач этого учреждения, которые приведены в приложении А,а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод,канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать противопожарнымтребованиям, санитарно-гигиеническим нормам (СНиП 21-01, СанПиН2.3.6.959, СанПиН2.2.2/2.4.1340) и другим нормативным документам, указанным в разделе 2 «Нормативные ссылки».

3.4 В составе реабилитационного центра в соответствии с«Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков сограниченными возможностями»* следует предусмотреть:

1) отделение медико-социальной реабилитации;

2) отделение психолого-педагогической помощи;

3) отделение дневного пребывания;

4) стационарное отделение;

5) административно-управленческую службу.

* Утвержденоприказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249.

3.5 Набор необходимых исходных данных для проектированияподобного реабилитационного центра приведен в приложении Б.

3.6 Состав и площади помещений детского реабилитационногоцентра на 100 мест в соответствии с указанным примерным положением, а также сучетом реальной ситуации приведены в приложении В.

Исходная нормативно-методическая база для проектированияподобного учреждения приведена в приложении Г.

3.7 Дополнительно в состав центра может быть включеноотделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделениеможет размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Онопредназначено для выполнения следующих функций:

— выявления детей и подростков, имеющих отклонения вумственном или физическом развитии;

— сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходномсостоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале исведений о его семье;

— разработки индивидуальной программы реабилитации иреабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальнойзащиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;

— координации выполнения индивидуальных программ и контроляэффективности проводимых мероприятий;

— создания компьютерной базы данных о детях и подростках сограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальныхпрограмм социальной реабилитации этих детей.

4 Участки размещения реабилитационных центров

4.1 Реабилитационные центры размещают на отдельныхучастках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдалиот промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог синтенсивным движением и других источников загрязнения и шума (СНиП2.07.01, СанПиН2.2.1/2.1.1.1200).

4.2 Ориентировочную (усредненную) площадь участка реабилитационногоцентра следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, котораясоставляет не менее:

— при вместимости 80 обслуживаемых детей-инвалидов и менее- 200 м2/место;

— при вместимости более 80 обслуживаемых детей-инвалидов -160 м2/место.

4.3 Полный набор сооружений и элементов территории, которыемогут размещаются на участке реабилитационного центра, приведен ниже, это:

— групповые (прогулочные) площадки;

— навесы при групповых площадках;

— физкультурно-оздоровительные площадки для подвижных игр;

— беговая дорожка (не менее 30 м);

— яма для прыжков 2´4 м;

— площадки для размещения гимнастических снарядов;

— площадки для спортивных игр;

— открытые бассейны;

— хозяйственная площадка.

4.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленениеи благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, какпомещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведениямедико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи исоциально-педагогической реабилитации.

Эти площадки и прогулочные зоны представляют собойрекреационные пространства, свободные для передвижений и общениядетей-инвалидов различных возрастов. Они могут иметь травяное покрытие в видегазона, а также различную форму и площадь, позволяющие достаточно легкоразмещать их среди других площадок, построек и зданий на территориирассматриваемого центра.

4.5 Игровые площадки могут быть подразделены на площадкидля детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для старшихвозрастов детей-инвалидов.

4.6 Игровые и прогулочные площадки оборудуются дляпроведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадкамиили рядом с ними необходимо разместить навесы от дождя и снега, а такжепредусмотреть подсобные складские помещения для хранения нестационарногооборудования и инвентаря.

4.7 Для детей с частичной потерей зрения на участкереабилитационного центра необходимо

устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметруванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек длябега или разбега перед прыжком — не менее 1,5 м.

4.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следуетпредусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.

4.9 На гимнастических площадках для реабилитациипредусматривается дополнительное оборудование:

— брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различныхпокрытиях (песок или галька или трава);

— манеж размером 2´3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;

— надувной бассейн размером 2´3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковымишариками.

4.10 Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастовоборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтамиили устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать подними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклоннымплоскостям без больших усилий.

4.11 Для детей-инвалидов старше 7 лет на территориидетского реабилитационного центра реально могут быть размещены различныеигровые площадки сравнительно небольших размеров, что позволит обеспечить ихнеобходимое число и достаточное разнообразие.

4.12 На территории детского реабилитационного центра могутбыть размещены:

— площадка для мини-волейбола общим размером 8´16 м (играют от 2 до 6 детей);

— площадка для игры в бадминтон размером 8´15 м (играют от 2 до 4 детей);

— площадка для мини-баскетбола общим размером 16´19 м (играют 10 детей);

— городошная площадка размером 15´30 м (играют от 2 до 10 детей);

— площадка для настольного тенниса размером 4,5´7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которыхиграют от 2 до 4 детей);

— площадка для наземного бильярда размером 1,7´3,0 м, с бортами высотой 12 см и фунтовым покрытием изминеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут бытьдеревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);

— площадка для мини-футбола и различных игр с мячомразмером 18´25 м (играют до 12детей).

4.13 При озеленении территории детского реабилитационногоцентра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов,свободных для доступа детей-инвалидов, размещению декоративных растений,цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду исоздавать тень для защиты детей-инвалидов от избыточного солнечного облучения.

4.14 Высокие деревья (а также молодые посадкивысокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на10-15 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях.

4.15 Вокруг площадок для занятий детей-инвалидов,пользующихся креслами-колясками, размещают полосы безопасности шириной не менее2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок — не менее 3 м. Участокреабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м.Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на0,4 м, а также применение живой изгороди.

4.16 На участке следует предусматривать подъезды, а такжевозможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездныхпутей должна иметь твердое покрытие.

4.17 На хозяйственной площадке размещают мусоросборники,складские постройки, гараж, конюшню и т. п.

Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие,размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытиюподъезда к зданию реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки угрупповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается.

5 Объемно-планировочные решения реабилитационныхцентров

5.1 Всю многообразную многофункциональную организациюреабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока(рисунок 1приложения Д):

1) блок реабилитации, состоящий из помещениймедико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи;

2) блок размещения, состоящий из помещений приемного иконсультативного отделения, отделения дневного пребывания и стационара,включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение «мать и дитя»;

3) блок управления, состоящий из помещений служб управленияи служб организации реабилитационной деятельности.

Реабилитационный центр для детей и подростков сограниченными возможностями целесообразно размещать в одном здании или вкомплексе взаимосвязанных объектов, сосредоточенных на одном участке.

5.2 Допускается пристраивать блок помещенийреабилитационного центра к торцам жилых домов при отсутствии на торцах оконжилых комнат и при соблюдении условий противопожарной безопасности.

5.3 Проектирование помещений в зданиях центра следует вестипо пособиям к СНиП2.08.02 по проектированию учреждений здравоохранения, пансионатов, попроектированию оздоровительных учреждений и учреждений отдыха. При этом

необходимо учитывать специфические требования к помещениям,в которых находятся дети-инвалиды, изложенные в соответствующих действующихдокументах (СНиП2.08.02, СНиП35-01, СП35-101, СП 35-102,СП35-103).

5.4 Здания реабилитационных центров проектируются, какправило, двухэтажными. Допускается проектировать здания высотой 3 этажа приналичии вертикальных средств перемещения больных детей. Высота этажа должнаприниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускаетсяпринимать равной высоте этажа жилого дома.

5.5 Помещения приемно-вестибюльной группы консультативногоотделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации,которые ведут прием в консультативном отделении.

5.6 Помещения врачебных кабинетов илечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемыхожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно выделять«влажную» и «сухую» зоны, характеризующиеся различнымитемпературно-влажностными режимами и требованиями к техническому обслуживанию.

5.7 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажногокабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать ихудобную взаимосвязь.

5.8 Помещения реабилитационного центра в соответствии стребованиями СНиП35-01, в которых могут находиться дети-инвалиды, должны иметь не менееодного доступного для них входа, который, при необходимости, должен бытьоборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъемаинвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

5.9 Входы в здания следует защищать от атмосферных осадкови предусматривать перед входом площадку размером в плане не менее 1,0´2,5 м с дренажом и в зависимости от местных климатическихусловий — с подогревом.

5.10 Входные двери в здания, сооружения и помещения,предназначенные для пребывания детей-инвалидов, должны иметь ширину в свету неменее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путяхпередвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в зданияреабилитационного центра следует проектировать с тамбуром, глубина которогодолжна быть не менее 1,6 м.

6 Состав и площади помещений отделениямедико-социальной реабилитации

6.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначенодля организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальнойреабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями путем следующихмедико-социальных и медико-консультативных мероприятий:

— согласование и координация выполнения реабилитационныхпрограмм с лечебными учреждениями города или района;

— работа по освоению, внедрению и использованиюпрогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации;

— проведение медико-социального патронажа семей, имеющихдетей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационныммероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно сцентром реабилитации;

— проведение лечебных физкультурно-оздоровительныхмероприятий.

6.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоятьиз двух подразделений (рисунок 2приложения Д):

— восстановительного лечения;

— медико-инженерной службы.

6.1 Подразделение восстановительного лечения

6.1.1 В подразделение восстановительного лечения включаютсяследующие функциональные группы помещений:

— кабинеты врачей-специалистов;

— подразделение физических методов лечения;

— подразделение нетрадиционных методов лечения;

— вспомогательная служба подразделения.

Кабинеты врачей-специалистов

6.1.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяетсяисходя из принимаемого соотношения количества пациентов с различныминарушениями.

Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательногоаппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, возможно использоватьодни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога,ортопеда-травматолога и логопеда.

Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен бытьпредусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога.

Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен бытьпредусмотрен кабинет офтальмолога.

Ориентировочные площади кабинетов различных специалистовприведены в таблице 1.

Подразделение физических методов лечения (рисунок 3приложения Д)

Отделение лечебной физкультуры

6.1.3 В состав помещений отделения лечебной физкультурывключаются:

— зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10человек;

— кабинет лечебной физкультуры дляиндивидуальных занятий;

— тренажерный зал.

Ориентировочные площади помещенийотделения лечебной физкультуры приведены в таблице 2.

Таблица 1

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Кабинет невропатолога

18

Кабинет психиатра

18

Кабинет психолога

18

Кабинет ортопеда-травматолога

15

Кабинет логопеда

18

Кабинет ЛОР-сурдолога:

 

помещение врачебного приема

18

звукоизолированная кабина

18

Кабинет офтальмолога

18

Кабинет педиатра

18

Кабинет стоматолога

15

Отделение физиотерапии

6.1.4 Отделение физиотерапии формируется из следующихпомещений:

— массажный кабинет;

— кабинет электро-, светолечения (ФТО);

— кабинет озекерито-парафинолечения (теплолечение).

Ориентировочные площади помещений отделения физиотерапии, атакже удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3.

Отделение термогидротерапии

6.1.5 Отделение термогидротерапии формируется на базебальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав:

— ванный зал;

— помещения для лечения движением в воде;

— душевой зал;

— сауна;

— бассейн.

Ориентировочные площади помещений отделениятермогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены втаблице 4.

Таблица 2

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10человек

60

Раздевальная с душевыми

20

Кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий

12

Тренажерный зал

70

В том числе площадь на 1 тренажер при необходимостисоздания условий подхода и работы в различных положениях с постороннейпомощью

12-15

Таблица 3

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

1. Массажный кабинет

По расчету

В том числе:

 

площадь на 1 рабочее место

8

минимальная площадь кабинета на1 рабочее место

12

массажный салон на 4 массажистки

32

душевая установка стамбуром-раздевальной при одновременной работе четырех массажисток

8

2. Кабинет электро-, светолечения

По расчету

В том числе процедурная из расчета площади на 1 кушетку

То же

Минимальная площадь процедурной на 1 кушетку

»

В том числе для каждого аппарата индивидуальные кабиныодного из двух типов:

 

высота 2 м, ширина 1,8 м, длина2 м

4

высота 2 м, ширина 2 м, длина2,2 м

4,4

При кабинете электро-, светолечения изолированный бокс дляподготовки лечебных процедур, хранения прокладок, приготовления растворов ит.п.

8-10

3. Кабинет озекерито-парафинолечения:

 

помещения для проведениялечебных процедур из расчета площади на 1 кушетку

6

минимальная площадь кабинета

12

помещение для подогрева парафинаи озекерита (кухня)

8

Таблица 4

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

1. Ванный зал

По расчету

В том числе:

 

площадь на 1 ванну (без площадирабочего коридора)

6

помещение для раздевания иодевания пациентов из расчета 2 места на 1 ванну, при площади одного места

4

площадь прохода на каждое место(при ширине рабочего коридора со стороны окон не менее 1,2 м)

2

комната отдыха пациентов израсчета площади на 1 кушетку

6

комната обслуживающего персоналаиз расчета площади на одну ванну (но не менее 8 м2)

1,5

2. Помещение для лечения движением в воде

42

В том числе площадь ванны (при глубине ванны 0,7 м)

20

3. Душевой зал

Не менее 25

В том числе кабины для душевых установок

1,5

4. Помещение для укутывания пациентов из расчета площадина 1 кушетку (но не менее 12 м2)

6

5. Помещение для раздевания и временного хранениякресел-колясок

10

6. Помещение для процедур подводного душа-массажа ширинойне менее 2,5 м2 с ванной вместимостью 400-500 л с возможностьюподхода к ней с трех сторон

28

7. Сауна:

 

раздевальная

15

душевая

2,4-4

уборная

3,5

комната отдыха

18

камера сухого жара

10

помещение для хранениякресел-колясок

10

8. Бассейн:

 

помещение лечебного бассейна длязанятий гидрокинезотерапией с габаритом ванны 5´4 м (глубинабассейна для детей 0,5-1,0 м с равномерным понижением)

54

душевые кабины при лечебныхбассейнах с площадью каждой кабины

3

раздевальная для бассейна сполезной площадью на 1 человека

1,2

комната отдыха при бассейне израсчета площади на 1 пациента

2

туалеты

По расчету

помещение для персонала

15

кладовая моющих идезинфицирующих средств

8

Подразделение нетрадиционных методов лечения

6.1.6 В последние годы приобретает популярность лечениенетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице 5.

Вспомогательная служба

6.1.7 Ориентировочная площадь и помещения даны в таблице 6.

6.2 Медико-инженерная служба

6.2.1 В состав реабилитационного центра по заданию напроектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит издвух отделений:

отделения коррекции передвижения;

отделения реабилитационной инженерии.

6.2.2 Ориентировочные площади помещений отделениймедико-инженерной службы приведены в таблице 7.

Таблица 5

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Кабинет мануальной терапии

18

Кабинет биокоррекции в составе:

 

кабинет врача дляиндивидуального приема

12

кабинет групповой биокоррекции

36+2

Таблица 6

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Вспомогательная служба:

 

аптека

По СНиП 2.08.02

стерилизационная

То же

процедурная

12

Таблица 7

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Отделение коррекции передвижения:

 

пункт приема и выдачи заказов

30

помещение примерки и подгонкипротезов:

 

подгоночная мастерская

9

примерочная протезов

18

кабинет обучения пользованияпротезами

24

гипсовая

8

Отделение реабилитационной инженерии:

 

помещение приема заказов наадаптацию жилища для детей-инвалидов

15

подсобное помещение для храненияматериалов, технических средств и инструментов

15

7 Состав и площади помещений отделенияпсихолого-педагогической помощи

7.1 Подразделения психолого-педагогической помощипредназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогическихмероприятий (рисунок 4приложения Д):

— определение формы обучения детей с ограниченнымивозможностями, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органамиобразования);

— психолого-коррекционная работа с детьми и подростками сограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по вопросамсемейного воспитания;

— организация досуга детей и подростков с ограниченнымивозможностями, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковойработы, летних оздоровительных лагерей и т.п.;

— проведение профориентации и трудотерапии детей иподростков, организация профессионального обучения и организация их труда итруда членов их семей на дому.

7.2 В составе отделения психолого-педагогической помощипредусматриваются (рисунки 4и 5приложения Д):

служба психологической реабилитации;

служба социально-педагогической реабилитации;

служба социально-бытовой реабилитации;

социально-культурный центр;

служба социальной защищенности.

Служба психологической реабилитации

7.3 Для службы психологической реабилитациипредусматриваются кабинеты психотерапии и «телефон доверия», ориентировочныеплощади помещений которых приведены в таблице 8.

Таблица 8

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Кабинет психотерапии:

 

кабинет индивидуальнойпсихотерапии

14

кабинет групповой психотерапии

36+2

Помещение «телефона доверия»

12

Служба социально-педагогическойреабилитации

7.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит изследующих подразделений (рисунок 5приложение Д):

— отделение педагогической помощи;

— специализированные классы и кабинеты;

— отделение трудотерапии и профориентации.

Ориентировочные площади помещений службысоциально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9.

7.5 Площади кабинетов специалистов следует принимать понормативным документам по проектированию учреждений здравоохранения, гдеплощадь кабинетов устанавливается не менее 12 м.

7.6 Площади учебных помещений проектируются по нормамдомов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий сдетьми-инвалидами из расчета не менее 3 м2 на одно место.

Служба социально-бытовой реабилитации

7.7 Для службы социально-бытовой реабилитациипредусматриваются:

кабинеты специалистов-педагогов;

специализированные помещения.

Таблица 9

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Отделение педагогической помощи:

 

кабинет психолога

12

кабинет педагога

12

кабинет дефектолога

18

Специализированные классы (на 8-10 мест) и кабинет(на 4-5мест):

 

кабинет коррекции памяти

30

класс кондуктивной педагогики

30

сенсорная комната

18-36

кабинет игротерапии

48

класс музыкотерапии

50

изостудия

40

артистическая студия

30

класс пластики

36

кабинет работы с родителями

36

Отделение трудотерапии и профориентации:

 

кабинет трудотерапии (на 5мест)

30

кабинет профориентации

40

учебный класс по профподготовке(на 6-10 человек)

48

производственный участок(мастерские):

 

слесарная мастерская

36

швейно-вязальная мастерская

36

картонажно-переплетнаямастерская

36

склад сырья и готовой продукции

36

комната инструктора потрудотерапии

12

гончарный цех

50

мастерская лепки

30

мастерская по обработкедревесины (столярная)

50

Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитацииприведены в таблице 10.

Социально-культурный центр

7.8 Социально-культурный центр состоит из групп помещенийактового зала, библиотеки (рисунок 4приложение Д) испортивного зала. Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11.

Служба социальной защищенности

7.9 Служба социальной защищенностивключает справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальныхработников и специалистов по трудоустройству, ориентировочные площади помещенийкоторых приведены в таблице 12.

Таблица 10

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Кабинеты специалистов-педагогов, в том числе кабинет дляиндивидуальной работы педагога с ребенком-инвалидом (число кабинетовустанавливается по расчету)

12

Специализированные помещения:

 

класс домоводства

30

кабинет-модель жилого комплекса(для занятий 10-12 человек)

36

помещение Монтаж отопления коммуникативныхсистем (ландшафтные Монтаж отопления)

36

Таблица 11

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Актовый зал из расчета:

 

по заданию на проектирование

0,6-1,0 м2/место

эстрада при актовом зале

27

Библиотека

50

Спортивный зал:

160 или 288

раздевальные с душевыми

30

комната инструктора

12

инвентарная

12

Таблица 12

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Справочно-информационный кабинет

18

Кабинет юриста

12

Кабинет социальных работников и специалистов потрудоустройству

18

8 Состав и площади помещений блока размещения

8.1 В блоке размещения предусматривают следующиеподразделения:

— приемное отделение;

— консультативное отделение;

— отделение дневного пребывания;

— стационар:

отделение круглосуточногопребывания;

отделение «Мать и дитя».

8.2 Состав и ориентировочныеплощади помещений приемного отделения приведены в таблице 13.

Таблица 13

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Вестибюль с аптечным киоском

20-30

Гардероб

15-20

Приемная с комнатой медсестры

25(15+10)

Санпропускник

20

Регистрационный кабинет

20

8.3 Для пациентов консультативного отделения и дневного стационараследует выделять места для взрослых, сопровождающих детей-инвалидов, из расчетане менее 0,5 м на каждого ребенка.

8.4 Отделение дневного пребывания предназначено дляреализации индивидуальной медико-социальной, психолого-социальной исоциально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченнымивозможностями в течение рабочей недели в дневное время в условиях центра впериод, установленный реабилитационной программой.

В отделении предусматривают:

— реабилитационные группы, объединяющие детей сограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту (численность детейи подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десятичеловек);

— организацию учебных занятий в помещении центра для детейи подростков, обучающихся в домашних условиях;

— организацию питания, дневного сна, досуга, игротерапии итрудотерапии.

В отделении предусматриваются помещения для питания,учебных занятий, сна, досуга, игротеки, трудотерапии и другие помещения,необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.

8.5 Стационарное отделение предназначено для:

— реализации программ медико-социальной реабилитации детейи подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточногопребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационнойгруппе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одномстационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационныхгрупп;

— обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной,познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей иподростков, а также процессов возможного их самообслуживания;

— создания условий, приближенных к домашним.

8.6 В стационарном отделении предусматривают помещения длясна, бытового обслуживания и питания. Остальные помещения, предназначенные дляобучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской помощи ипсихолого-коррекционной работы, необходимые для проведения реабилитационныхмероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетомсостояния их здоровья, могут предусматриваться общими для отделения дневногопребывания и стационарного отделения.

8.7 Помещения в круглосуточном стационаре для размещения ипроживания детей должны иметь:

— групповые ячейки для детей дошкольного возраста;

— учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста;

— жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста.

Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольноговозраста следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02 (пп. 2.1 и 2.2) ипособием к нему по проектированию детских дошкольных учреждений.

8.8 Площадь помещений в жилых ячейках принимается израсчета на одного проживающего не менее:

— для спальных комнат — 4 м2;

— для спальных комнат лежачих детей — 6 м2;

— для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) — 3 м2;

— для классных комнат в учебно-жилых ячейках — 2,5 м2,но не менее 12 м2;

— для гардеробных — 1,0 м2;

— для санитарно-гигиенических помещений — 1,0 м2,но не менее 4 м2;

— для помещений сушки одежды — 0,35 м2;

— для кладовых — 0,5 м2.

8.9 Ванные комнаты следует проектировать как единоепомещение, состоящее из двух зон: зоны гигиенической ванны и зоныгигиенического душа. Площадь душевой кабины, включая преддушевую, должнасоставлять не менее 5 м2.

8.10 Уборные необходимо размещать в едином помещении,состоящем из зон умывальной и уборной. В зоне умывальной должны размещатьсядетские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Кабинасанузла для инвалидов должна быть не менее 4 м2, а также иметьканализационный трап и гибкий шланг с душевой насадкой. Кроме того, обязательнодолжно быть устройство вызывной сигнализации.

9 Состав и площади помещений блока управления

9.1 Блок управления формируется из следующих групппомещений (рисунок 6приложения Д):

административно-управленческого персонала; служебного ихозяйственно-бытового назначения;

пищеблока.

9.2 Помещения административно-управленческого персонала, атакже служебного и хозяйственно-бытового назначения приведены в таблице 14.

9.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденныезалы для детей и персонала.

9.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетоморганизации питания в две смены. Расчетная площадь на 1 место должна составлятьне менее:

— для детей с нарушениями зрения, последствиямиполиомиелита и ДЦП — 1,6 м2;

— для детей с нарушениями слуха иумственно отсталых детей — 1,3 м2.

Таблица 14

Помещения

Ориентировочнаяплощадь, м2

Примечания

Вестибюль с гардеробом

40

 

Холл для посетителей

20

 

Приемная с местом для секретаря

16

 

Кабинет директора РЦ

20

 

Кабинет заместителя директора

16

 

Рабочие кабинеты специалистов

16×4(64)

Оборудуются ПК, книжными шкафами, телефонами

Бухгалтерия

18

 

Касса

10

 

Кабинет заведующего хозяйством

10

 

Архив

16

 

Бытовое помещение для водителя транспорта

12

 

Кладовая уборочного инвентаря

8

 

Бытовое помещение для технического персонала

8

 

Помещение охраны

19

Оборудуется пультами (постами) охранной, пожарнойсигнализации

9.5 Для детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата обеденные залы следует предусматривать только длясамостоятельно передвигающихся детей при организации их питания в одну смену.

9.6 Помещения блока управления, непредназначенные для пребывания пациентов реабилитационного центра, должныотвечать требованиям СНиП 2.08.02 и СНиП31-05.

Приложение А

Организация реабилитационной деятельности вреабилитационных центрах для детей и подростков

Организация реабилитационной деятельности определена в«Примерном положении о реабилитационном центре для детей и подростков сограниченными возможностями»*.

* «Примерноеположение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченнымивозможностями» утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря1994 г. № 249.

Для детей и подростков со зрительными нарушениями (дляслепых и слабовидящих) должны быть предусмотрены:

— офтальмологический кабинет, оснащенный какдиагностическим, так и лечебным оборудованием;

— подразделение глазного протезирования (организуемое повозможности);

— кабинет развития мобильности и ориентировки;

— оборудование для ориентировки помещений общегопользования реабилитационного центра, бытовых и жилых помещений;

-оборудование игровых комнат, помещений профподготовки и спортивных заловозвученными инструментами, игрушками и спортивными снарядами.

Для детей и подростков с нарушениями слуха и речинеобходимо предусмотреть в отделении медико-социальной реабилитации кабинетЛОР-сурдолога, а также оснащение соответствующей световой сигнализациейразличных помещений реабилитационного центра.

К детям иподросткам с нарушениями психической сферы относятся лица с глубокой умственнойотсталостью, требующие обучения в использовании собственных рук, ног, челюстей;с тяжелой умственной отсталостью, поддающиеся систематической обычнойтренировке; со средней, то есть умеренной умственной отсталостью, обучаемыепростым коммуникационным навыкам, навыкам гигиены и безопасности, простымнавыкам ручного труда и с трудом поддающиеся обучению, функциональному чтениюили арифметике, а также лица со слабой умственной отсталостью, которые могутприобрести практические навыки и способности к функциональному чтению иарифметике при специальном обучении. Поэтому медицинские штаты центрареабилитации должны быть укомплектованы психиатром-специалистом лечебного дела(1 специалист на 50 больных), а также квалифицированными медицинскими сестрами(не менее 2 специалистов на 50 больных). Кроме того, необходим врачпсихиатр-реабилитолог, осуществляющий социальную, профессиональную,психологическую адаптацию и устанавливающий социально-трудовой прогноз (неменее 1 специалиста на 50 больных).

Для работы с детьми и подростками, имеющими нарушенияпсихической сферы, необходимо предусмотреть кабинет психотерапии и кабинетпсихологической разгрузки.

Для детей и подростков с поражениями опорно-двигательногоаппарата (вследствие полного или частичного отсутствия одной или болееконечностей, отсутствия дистальных частей конечностей, то есть пальцев, кисти,стопы, в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырехконечностей, вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижнихконечностей, в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижнейконечностей на одной стороне, вследствие нарушения мышечной силы нижнихконечностей, а также в связи с нарушением двигательной функции одной или обеихнижних конечностей) не требуется вводить какие-либо специфические элементы вфункциональную структуру реабилитационного центра. Необходимо только этот центробеспечить в достаточном ассортименте и количестве адекватными техническими средствамиреабилитации.

Ориентировочно по отношению ко всем детям и подросткам сограниченными возможностями дети из неблагополучных семей составляют около 10 %и дети с наиболее глубокими нарушениями также около 10 %. Следовательно, дляориентировочных расчетов можно принимать средний объем размещения в стационарекруглосуточного пребывания в размере 20 %.

Исходя из средней продолжительности индивидуальныхреабилитационных программ, равной 30 дням, и учитывая посещения центра вдневное время в течение рабочей недели, то есть 305 дней в году, можно принятьориентировочно оборот одной реабилитационной программы для отделения дневногопребывания равным 10,2 в год.

Приложение Б

Исходные данные для формирования детскогореабилитационного центра на 100 мест
(пример)

На основании опыта проектирования специальных учреждений иотделений, предназначенных для реабилитации детей-инвалидов и подростков сфизическими и психическими нарушениями здоровья, в нашей стране и за рубежом, атакже с учетом предложений специалистов детского реабилитационного центра впоселке Вишенки г. Смоленска определены следующие основные исходные данные дляформирования комплекса зданий и построек этого центра на выделенной общейтерритории.

Центр предназначен для реабилитации детей, в том числе подростковс отклонениями в физическом и умственном развитии в возрасте от 3 до 18 лет.

Общая вместимость комплекса зданий и построек формируемогореабилитационного центра составляет 100 мест. Из них 80 мест предусматриваетсядля детей и подростков, а 20 мест — для родителей.

В среднем, ориентировочно, расчетный возрастной составреабилитируемых детей-инвалидов принят следующий:

до 7 лет — 30 %, от 8 до 12 лет — 40 %, от 13 до 18 лет -30 %.

Половозрастной состав условно принят: 50 % мальчиков и 50 %девочек.

Реабилитационный центр не предназначен для полностью слепыхи глухих детей, которые должны лечиться в другом типе учреждения. В нем могутпроходить реабилитацию только слабовидящие и слабослышащие.

Количество слабовидящих детей предусматривается 8-10 %. Долядетей в креслах-колясках принимается равной 10-15 %.

Общее штатное количество в центре составляет 200 человек.При этом в максимальную, расчетную смену предусматривается 150 человек. Из нихдоля женщин составляет ориентировочно 90 %, доля мужчин — 10 %, то есть условно135 женщин и 15 мужчин.

При определении площадей помещений, необходимых дляпроведения основной деятельности центра, оптимальное количество детей иподростков в кабинетах, классах и в помещениях для реабилитационных занятийпринято равным 5-8 человек. Это количество установлено специалистами,работающими в области медико-социальной адаптации и учебно-профессиональнойподготовки детей-инвалидов.

Все структурные подразделения центра в своей деятельностиподчиняются директору этого учреждения и должны иметь территориальнуюдоступность. Помещения руководителей подразделений должны быть оборудованысредствами обратной связи с администрацией.

Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа вдетском реабилитационном центре проводится в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

Образовательная работа с детьми и подростками в центрепредусматривается в соответствии с Законом Российской Федерации «Обобразовании» и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы и степениограниченных возможностей, возраста и уровня учебной подготовки.

Приложение В

Состав и площади помещений комплекса объектов детскогореабилитационного центра на 100 мест, в том числе 20 мест для родителей

(на примере дома-интерната длядетей-инвалидов в пос. Вишенки Смоленской области)

№ п.п.

Наименование

Площадь, м2

Размещениепомещений

Проектируемоездание в составе комплекса объектов дома-интерната

I Лечебно-диагностический блок

 

А — приемное отделение

 

 

1

Вестибюль с аптечным киоском

16

 

2

Гардероб

10

 

3

Приемная с комнатой медсестры

12

 

4

Санпропускник

18

 

5

Регистрационный кабинет

9+9

 

6

Помещение охраны

8

 

 

Итого

82

 

 

 

 

 

 

Б — лечебно-реабилитационное отделение (кабинетыврачей-специалистов)

 

 

1

Кабинет невропатолога

12

 

2

Кабинет ортопеда

18

 

3

Кабинет педиатра

18

 

4

Кабинет врача ЛФК

12

 

5

Кабинет стоматолога

18

 

6

Кабинет окулиста с темной комнатой

18+8

 

7

Кабинет отоларинголога

18

 

8

Кабинет психиатра

12

 

9

Кабинет психотерапевта (с групповой)

24

 

 

Итого

158

 

 

 

 

 

 

В — физиотерапевтическое отделение

 

 

1

Кабинет электросветолечения на 3 кушетки

24+8

 

2

Кабинет озекерито-парафинолечения

20

 

3

Кабинет электросна

16+4

 

4

Ингаляторий

12

 

 

Итого

84

 

 

 

 

 

 

Г — отделение лечебной физкультуры

 

 

1

Зал ЛФК для групповых занятий

60

 

2

Зал ЛФК для индивидуальных занятий

18

 

3

Раздельные раздевальные с душевой и уборной

16+16

 

4

Массажный кабинет

12

 

 

Итого

122

 

 

 

 

 

 

Д — отделение термогидротерапии

 

 

1

Лечебный ванный зал (3 ванны)

18+8

Разместить на 1 этаже

2

Душевой зал (на 5 кабин)

25

 

3

Помещения для подводного душа-массажа (1 ванна)

28

Ширина помещения не менее 2,5 м

4

Бассейн:

помещение с ванной 10´6 м

лаборатория анализа воды

Профессиональный помещения

 

100

8

10+6

 

5

Раздельные раздевальные с уборными (при 50 % загрузкипомещений термогидротерапии)

18+18

Связь с душевым залом, ванным залом и бассейном

6

Комната отдыха после процедур

16

 

7

Сауна:

камера сухого жара,

комната отдыха,

раздевальная с душевой (3 сетки)и унитазом

подсобное помещение

 

12

18

18

6

 

8

Помещения обслуживающего персонала

12+12

 

 

Итого

333

 

 

 

 

 

 

Е — отделение нетрадиционных методов лечения

 

Разместить совместно с отделением Б

1

Кабинет иглотерапии

18

 

2

Кабинет мануальной терапии

18

 

3

Кабинет биологической обратной связи (БОС)

18

 

4

Кабинет развития мобильности

18

 

 

Итого

72

 

 

 

 

 

 

Ж — вспомогательные службы

 

 

1

Кабинет зам. директора по лечебно-реабилитационной работе

18

 

2

Кабинет старшей медицинской сестры (с аптекой)

12+8

 

3

Комната психологической разгрузки (для врачей)

18

 

4

Процедурная

12

У лечебно-диагностического блока

5

Стерилизационная (при процедурной)

10

6

Изолятор (4 комнаты по 2 койки с санузлами) и постдежурной сестры

36+12+6

1 -й этаж

7

Помещения (зоны) ожидания при кабинетах, отделениях

48

 

 

Итого

180

 

 

Всего

1031

 

 

 

 

 

II Психолого-педагогический блок

 

А — учебно-реабилитационный блок

 

 

1

Кабинет зам. директора по учебно-воспитательной работе

18

 

2

Учебно-методический кабинет

24

 

3

Кабинет психологической разгрузки

18

 

4

Кабинет психолога

12+12

 

5

Кабинет социального педагога

12

 

6

Кабинет логопеда

12+12

 

7

Учебный классы (кабинеты) малой наполняемости (7 классовпо 18 м2)

126

 

8

Кабинеты физики, химии, биологии (по 20 м2) спрепараторскими по 6 м2

78

 

9

Кабинет информатики с лаборантской

24+6

Разместить рядом с библиотекой

10

Учебный кабинет социально-бытовой адаптации

36

 

11

Сенсорная комната

30

 

12

Спортивный зал 9´18 м

162

Высота не менее 4,5 м

13

Тренажерный зал

30

 

14

Раздельные раздевальные с душевыми и уборными

12+12

 

15

Снарядная

9

 

16

Учебный класс — изостудия с препараторской

20+10

 

17

Рекреация при учебных помещениях (ширина не менее 4 м)

67

Может объединяться с вестибюлем или фойе актового зала

18

Актовый зал на 200 мест

150

Для инвалидов на колясках предусмотреть 7-10 мест

 

Фойе при зале

90

Используется как танцзал и помещения для настольноготенниса

 

Эстрада глубиной 4 м

36

 

 

Артистические (3 помещения)

36

 

19

Библиотека: книгохранилище на 2000 томов в шкафах и местобиблиотекаря с компьютером открытый доступ на 1000 томов и 4 стола длячитателей

12 20

 

 

Итого

1098

 

 

 

 

 

 

Б — отделение социально-трудовой реабилитации

 

 

1

Кабинет заведующего отделением

18

 

2

Кабинет профориентации

36

 

3

Кабинет креативной терапии

30

 

4

Мастерская швейная

36

 

5

Мастерская слесарная

36

 

6

Мастерская по обработке дерева (столярная)

50

 

7

Гончарный цех

50

 

8

Мастерская лепки с подсобной

30+12

 

9

Помещение сырья и готовой продукции

18+18

 

 

Итого

334

 

 

 

 

 

 

В — отделение социально-консультативной помощи

 

 

1

Кабинеты для социальных работников и юриста (всего 5кабинетов)

60

 

 

Итого

60

 

 

Всего

1492

 

Ill Блок жилыхпомещений

 

А — отделение «Мать и дитя» (4 ребенка и 4 родителя)

 

 

1

4 двухместные спальные комнаты 12´4 м2

48

12 м2 на одну комнату

2

Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на2 комнаты 6´2 м2

12

 

3

Гостиная-буфетная 12´2 м2

24

Может быть одна на отделение

 

Итого

84

 

 

 

 

 

 

Б — отделение «Милосердия»

 

 

1

Спальная комната двухместная 12´3 м2

36

По 6 м2 на место

2

Санитарная комната (ванна с душем, унитаз, мойка длясуден, шкаф для суден)

10

 

3

Кладовая хозяйственная

4

 

4

Буфетная

9

 

 

Итого

59

 

 

 

 

 

 

В — отделение дошкольного и младших школьников из двухжилых ячеек

Жилая ячейка на 8 мест

 

 

1

Спальная комната на 4 места (2 помещения)

16+16

На одно место 4 м2

2

Санузел:

одно помещение (ванна, умывальник, унитаз)

или два помещения (ванна и умывальник, унитаз иумывальник)

 

8

12

 

3

Рекреация-игровая

40

 

4

Помещение для сушки одежды

8

 

 

Итого

на одну жилую ячейку

на отделение

 

100

200

 

 

 

 

 

 

Г — отделение средних и старших школьников

 

 

 

Жилая ячейка на 8 мест

 

 

1

Спальная комната на два места (4 комнаты) 10´4 м2

40

На одно место 5 м2

2

Санузел:

одно помещение (ванна, умывальник, унитаз)

или два помещения (ванна и умывальник, унитаз иумывальник)

 

8

12

 

 

Жилая ячейка на 30 мест

 

 

1

Спальная комната на три места (10 комнат) 15´10 м2

150

На одно место 5 м2

2

Санузел на две спальные комнаты (ванна, умывальник,унитаз) 8´5 м2

40

 

 

Общие помещения на отделение

 

 

1

Рекреация на 38 детей

80

 

2

Помещение для сушки одежды

14

 

3

Комната личной гигиены

6

 

 

Итого

350

 

 

Комната отдыха для персонала 12+12

24

Два помещения на разных этажах

 

Всего

717

 

IV Блок помещенийобщего назначения

 

А — помещения администрации

 

 

1

Кабинет директора

24+12

 

2

Приемная секретаря и канцелярия

12

 

3

Кабинет заместителя директора по научно-методическойработе

18

 

4

Аудитория-зал совещаний на 20 мест

48

 

5

Подсобное помещение для хранения и подготовки пособий

20

 

6

Архив организации

12

 

7

Бухгалтерия:

кабинет главного бухгалтера

бухгалтерия

касса

 

18

24

12

 

8

Отдел кадров

20

 

9

Заместитель директора по административно-хозяйственнойработе

12

 

 

Итого

232

 

 

 

 

 

 

Б — помещения столовой, работающей на сырье

 

 

1

Обеденный зал на 64 места

114

Разделить на 3 зоны: дошкольники, младшие и старшиешкольники

2

Кафетерий для персонала на 50 мест

70

 

3

Площадь для четырех умывальников

8

У входа в столовую

4

Фитобар

12

При обеденном зале

5

Производственные помещения, помещения приема и храненияпродуктов и отходов, моечные

130

Уточняется технологическим расчетом

6

Служебно-бытовые помещения (кабинет зав. производством,кабинет медсестры или врача диетического питания, гардероб, душевая, уборная,кладовые)

42

То же

7

Временный вестибюль с гардеробной на 115 мест

30

В последующем используется как переход в другие корпуса

8

Раздельные уборные по 2 унитаза

6+6

 

 

Итого

418

 

 

 

 

 

 

В — помещения бытового обслуживания

 

 

1

Прачечная-постирочная производительностью 25-50 кг белья всмену (4 машины с загрузкой 3 кг)

24

 

2

Дезинфекционная камера

12

 

3

Гладильная

6

 

4

Парикмахерская

20

 

 

Итого

62

 

 

 

 

 

 

Г — помещения общего назначения

 

 

1

Вестибюль-холл с размещением пункта связи (2 аппарата)

30

Размещение у главного входа в здание

2

Гардероб

20

 

3

Туалеты женские (по 3 унитаза) с умывальниками

10+10

Размещаются на разных этажах

4

Комнаты личной гигиены

6+6

Для взрослых и воспитанников

5

Туалет мужской (на 2 унитаза) с умывальником

8

Общий на здание

6

Зимний сад (высотой 2 этажа)

60

Возможное размещение: рядом с группой жилых

7

Живой уголок

60

помещений; рядом с вестибюлем; рядом с фойе

8

Хозяйственные помещения и кладовые

30

 

9

Помещения обслуживающего персонала

72

 

 

Итого

312

 

 

Всего

1024

 

V Хозяйственныепостройки на территории центра

 

А — гараж на 5 автомобилей с мастерскими

 

 

1

Стоянка на 4 автомашины

120

Может быть навес для машин

2

Ремонтный бокс-стоянка

55

 

3

Слесарная мастерская

55

 

4

Склад запчастей и инструментов

12+12

 

5

Гардеробная с душем и уборной

18

 

6

Автокласс на 10 учеников

50

С учетом обучения инвалидов-колясочников

7

Кабинет правил дорожного движения

25

 

8

Вестибюль-рекреация

20

 

9

Уборная

6+6

 

 

Итого

367

 

 

 

 

 

 

Б — овощехранилище на 20 т с теплицей

 

 

1

Овощехранилище комбинированное, в том числе охлаждаемаякамера

100 (20)

Возможно частичное размещение в подвале

2

Теплица

150

 

3

Класс

25

 

4

Инвентарная

10

 

5

Помещение для хранения удобрений

8

 

6

Уборная с умывальной

4+4

 

7

Вестибюль

6

 

 

Итого

307

 

 

 

 

 

 

В — конюшня на 4 стойла

 

 

1

Стойка для лошадей

100

 

2

Хранилище для кормов

35

 

3

Инвентарь

10

 

4

Хранение отходов

12

 

 

Итого

157

 

 

Всего

939

 

Существующие здания научастке и их новое назначение

 

VI Дневнойстационар

 

Корпус детсада

 

 

 

 

 

VII Отделение«Мать и дитя»

 

Коттеджи № 2, 4 и 5

 

 

 

 

 

VIII Отделениемилосердия на 8 мест

 

Коттедж № 3

 

 

 

 

 

IX Гостиница

 

Коттедж № 1

Состав и площадь помещений определены ирассчитаны ФГУП «Институт общественных зданий» (исполнители: канд. архит. A.M. Гарнец, инж. Л.В. Сигачева, канд. архит. Б.П. Анисимов), втом числе с использованием научных разработок ФГУП «ФЦЭРИ» Минздрава России(д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева) и опыта эксплуатации дома-интерната длядетей в пос. Вишенки (директор С.А. Новикова).

Приложение Г

Нормативная база для проектирования

При определении состава и площадей основных групп помещенийинтерната используется СНиП 2.08.02-89* «Общественныездания и сооружения» (с изменениями 1-5), а также данные следующих нормативныхдокументов и справочных материалов:

1. Для психолого-педагогического блока:

— Справочное пособие по проектированию средних специальныхи профессиональных технических учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*)

— МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные школы»;

— Пособие к МГСН4.06-96;

— МГСН 4.05-95«Школы-интернаты для детей-инвалидов»;

— Пособиек МГСН 4.05-95;

— Рекомендациипо проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся впсихолого-педагогической и медико-социальной помощи (2000 г.);

— МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты длядетей-инвалидов»;

— Пособиек МГСН 4.02-94.

— МГСН4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей».

2. Для лечебно-реабилитационного блока:

— Справочное пособиепо проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*);

— МГСН 4.12-97«Лечебно-профилактические учреждения»;

— Пособиек МГСН 4.12-97;

— МГСН 4.08-97«Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений»;

— Пособиек МГСН 4.08-97;

— МГСН 4.05-95«Школы-интернаты для детей-инвалидов»;

— Пособиек МГСН 4.05-95;

— НП 6.4-81 «Санатории и профилактории»;

— НП 1.4-75 «Дома-интернаты для престарелых»;

— МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты длядетей-инвалидов»;

— Пособиек МГСН 4.02-94;

— Рекомендациипо проектированию центров реабилитации инвалидов.

3. Для определения площадей помещений столовой:

— Справочное пособие по проектированию средних специальныхи профессиональных учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*);

— МГСН4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей».

4. Для определения площадей помещений жилого блока:

— МГСН 4.05-95«Школы-интернаты для детей-инвалидов»;

— МГСН4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей».

Приложение Д

Иллюстративный материал

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕТСКОГОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬОТДЕЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

2

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ

3

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

4

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЛУЖБЫСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

5

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬАДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

6

Ключевые слова: детский реабилитационный центр,психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитациядетей-инвалидов

Услуги по монтажу отопления водоснабжения

ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74

Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.

Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.

Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html

Обратите внимание

Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.

Оцените статью