1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институтучебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институтобщественных зданий); ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское объединение- Центр» (АПИО-Центр)
2 ВНЕСЕН ФГУП «Институт общественных зданий»
3 СОГЛАСОВАН Федеральной службой по надзору в сферезащиты прав потребителей и благополучия человека 26 апреля 2005 г. № 0100/481-05-31
4 УТВЕРЖДЕН приказом Генерального директора ЗАО«АПИО-Центр» от 16 декабря 2005 г. № 23
5 ОДОБРЕН И ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства ижилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РоссийскойФедерации 12 апреля 2006 г. № 2621-РМ/07
6 ВВЕДЕН впервые
Введение
Свод правил СП 35-116-2006 «Реабилитационные центры длядетей и подростков с ограниченными возможностями» разработан по заказуМинистерства труда и социального развития Российской Федерации.
В существующей практике реабилитационные центры и отделенияорганизуются на базе центров социальной помощи семье и детям,социально-реабилитационных центров, учреждений здравоохранения, детских садов идругих учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностямиздоровья. Эти объекты являются учреждениями социальной защиты населения,осуществляющими реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном ифизическом развитии до 18-летнего возраста. Причем практически все возрастныегруппы детей и подростков: до 1 года, дошкольный возраст (до 7 лет), младшийшкольный возраст (8-10 лет), средний школьный возраст (15-18 лет), имеющих ограничениявозможностей здоровья, нуждаются в комплексном обслуживании.
Такое обслуживание, обеспечивающее наиболее полную исвоевременную социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду,дети-инвалиды с различными нарушениями смогут получать в специально созданныхреабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями спомощью сотрудников этих центров.
В Своде правил представлены единые требования к реабилитационнымцентрам для детей и подростков с ограниченными возможностями. Это позволитоптимизировать объемно-планировочные решения проектируемых зданий центров иопределять объемы финансирования на строительство зданий и организацию ихдеятельности.
Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:
Руководитель и отв. исполнитель — канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП «ИОЗ»), ответственные исполнители: канд. архит. Б.П.Анисимов (ФГУП «ИОЗ»), д-р мед. наук, профессор Н.Ф. Дементьева (ФГУП«ФЦЭРИ») при участии: канд. архит. Л.А. Смывиной (ЗАО «АПИО-Центр»),инженеров Л.В. Сигачевой и Н.И. Чернозубовой (ФГУП «ИОЗ»),педагога С.А. Новиковой (ОГУ «Реабилитационный центр для детей сограниченными возможностями «Вишенки»», г. Смоленск).
Научный редактор — канд. архит. A.M. Гарнец.
В тексте документа использованы следующие материалы:
«Типовые требования по проектированию, размещению иоснащению реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями».Части I и II. Разработаны ЗАО «ФЕМ». Министерство социальной защитынаселения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей.Москва, 1996;
Примерное положение о реабилитационном центре для детей иподростков с ограниченными возможностями. Утверждено приказом Министерствасоцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249;
Примерное положение о реабилитационном учреждении.Утверждено постановлением Минтруда России, Минздрава России, МинобразованияРоссии от 23.12.96 № 218/417/515;
Материалы ФГУП «Институт общественных зданий» по разработкеконцепции, программы проектирования, генерального плана и технологической частипроекта детского реабилитационного центра «Вишенки» г. Смоленска.
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИСТРОИТЕЛЬСТВУ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ
REABILITATION CENTER FOR CHILDREN AND TEENAGERSWITH LIMITED POSSIBILITIES
1 Область применения
1.1 Настоящий Свод правил предназначен для созданияполноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач пореабилитации детей-инвалидов в зданиях реабилитационных центров.
1.2 Положения Свода правил распространяются напроектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособлениесуществующих зданий под реабилитационные центры или их отделения. Эти положенияпозволяют определять оптимальные объемно-планировочные решения зданий центровили их отделений, которые могут обеспечить организацию комплекснойпсихологической, медицинской и педагогической реабилитации детей-инвалидов сразличными нарушениями.
1.3 Положения настоящего документа распространяются наздания центров и отделений реабилитации независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности.
1.4 Свод правил содержит рекомендательные положения, нормыи правила. Они становятся обязательными для всех участниковпроектно-строительного процесса при включении их в утверждаемое задание напроектирование.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Своде правил даны ссылки на следующиенормативные документы:
СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских исельских поселений»;
СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасностьзданий и сооружений»;
СНиП 31-05-2003«Общественные здания административного назначения»;
СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных группнаселения»;
СНиП2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» (с изменениями 1-5);
СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности длямаломобильных групп населения. Общие положения»;
СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступнымиинвалидам»;
СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильнымпосетителям»;
СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификацияпредприятий, сооружений и иных объектов»;
СанПиН2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональнымэлектронно-вычислительным машинам и организации работы»;
СанПиН2.3.6.959-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к организацииобщественного питания, изготовлению и оборотоспособности продовольственногосырья и пищевых продуктов».
3 Общие положения
3.1 Реабилитационный центр для детей и подростков сограниченными возможностями является учреждением государственной системысоциальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей иподростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебральногопаралича (ДЦП), речевой патологии, нарушениями органов слуха и органов зрения,а также с отклонениями в умственном развитии.
Реабилитационный центр включает необходимые элементыучебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительногоучреждений, «лесной школы» и временного интерната (от 1 до 5 месяцевпроживания) и предназначен для комплексной реабилитации в возрасте от трех до18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.
3.2 Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тыс.детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. Приналичии в городе или районе менее 1 тыс. детей с ограниченными возможностямисоздается один центр.
Вместимость реабилитационного центра определяется числоммест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах число коекможет быть ориентировочно принято равным 20 % числа мест (пропускнойспособности) дневного стационара.
3.3 Здания и помещения, предназначенные для размещенияцентра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целейи задач этого учреждения, которые приведены в приложении А,а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод,канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать противопожарнымтребованиям, санитарно-гигиеническим нормам (СНиП 21-01, СанПиН2.3.6.959, СанПиН2.2.2/2.4.1340) и другим нормативным документам, указанным в разделе 2 «Нормативные ссылки».
3.4 В составе реабилитационного центра в соответствии с«Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков сограниченными возможностями»* следует предусмотреть:
1) отделение медико-социальной реабилитации;
2) отделение психолого-педагогической помощи;
3) отделение дневного пребывания;
4) стационарное отделение;
5) административно-управленческую службу.
* Утвержденоприказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. № 249.
3.5 Набор необходимых исходных данных для проектированияподобного реабилитационного центра приведен в приложении Б.
3.6 Состав и площади помещений детского реабилитационногоцентра на 100 мест в соответствии с указанным примерным положением, а также сучетом реальной ситуации приведены в приложении В.
Исходная нормативно-методическая база для проектированияподобного учреждения приведена в приложении Г.
3.7 Дополнительно в состав центра может быть включеноотделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделениеможет размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Онопредназначено для выполнения следующих функций:
— выявления детей и подростков, имеющих отклонения вумственном или физическом развитии;
— сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходномсостоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале исведений о его семье;
— разработки индивидуальной программы реабилитации иреабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальнойзащиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;
— координации выполнения индивидуальных программ и контроляэффективности проводимых мероприятий;
— создания компьютерной базы данных о детях и подростках сограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальныхпрограмм социальной реабилитации этих детей.
4 Участки размещения реабилитационных центров
4.1 Реабилитационные центры размещают на отдельныхучастках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдалиот промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог синтенсивным движением и других источников загрязнения и шума (СНиП2.07.01, СанПиН2.2.1/2.1.1.1200).
4.2 Ориентировочную (усредненную) площадь участка реабилитационногоцентра следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, котораясоставляет не менее:
— при вместимости 80 обслуживаемых детей-инвалидов и менее- 200 м2/место;
— при вместимости более 80 обслуживаемых детей-инвалидов -160 м2/место.
4.3 Полный набор сооружений и элементов территории, которыемогут размещаются на участке реабилитационного центра, приведен ниже, это:
— групповые (прогулочные) площадки;
— навесы при групповых площадках;
— физкультурно-оздоровительные площадки для подвижных игр;
— беговая дорожка (не менее 30 м);
— яма для прыжков 2´4 м;
— площадки для размещения гимнастических снарядов;
— площадки для спортивных игр;
— открытые бассейны;
— хозяйственная площадка.
4.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленениеи благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, какпомещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведениямедико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи исоциально-педагогической реабилитации.
Эти площадки и прогулочные зоны представляют собойрекреационные пространства, свободные для передвижений и общениядетей-инвалидов различных возрастов. Они могут иметь травяное покрытие в видегазона, а также различную форму и площадь, позволяющие достаточно легкоразмещать их среди других площадок, построек и зданий на территориирассматриваемого центра.
4.5 Игровые площадки могут быть подразделены на площадкидля детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для старшихвозрастов детей-инвалидов.
4.6 Игровые и прогулочные площадки оборудуются дляпроведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадкамиили рядом с ними необходимо разместить навесы от дождя и снега, а такжепредусмотреть подсобные складские помещения для хранения нестационарногооборудования и инвентаря.
4.7 Для детей с частичной потерей зрения на участкереабилитационного центра необходимо
устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметруванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек длябега или разбега перед прыжком — не менее 1,5 м.
4.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следуетпредусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.
4.9 На гимнастических площадках для реабилитациипредусматривается дополнительное оборудование:
— брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различныхпокрытиях (песок или галька или трава);
— манеж размером 2´3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;
— надувной бассейн размером 2´3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковымишариками.
4.10 Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастовоборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтамиили устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать подними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклоннымплоскостям без больших усилий.
4.11 Для детей-инвалидов старше 7 лет на территориидетского реабилитационного центра реально могут быть размещены различныеигровые площадки сравнительно небольших размеров, что позволит обеспечить ихнеобходимое число и достаточное разнообразие.
4.12 На территории детского реабилитационного центра могутбыть размещены:
— площадка для мини-волейбола общим размером 8´16 м (играют от 2 до 6 детей);
— площадка для игры в бадминтон размером 8´15 м (играют от 2 до 4 детей);
— площадка для мини-баскетбола общим размером 16´19 м (играют 10 детей);
— городошная площадка размером 15´30 м (играют от 2 до 10 детей);
— площадка для настольного тенниса размером 4,5´7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которыхиграют от 2 до 4 детей);
— площадка для наземного бильярда размером 1,7´3,0 м, с бортами высотой 12 см и фунтовым покрытием изминеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут бытьдеревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);
— площадка для мини-футбола и различных игр с мячомразмером 18´25 м (играют до 12детей).
4.13 При озеленении территории детского реабилитационногоцентра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов,свободных для доступа детей-инвалидов, размещению декоративных растений,цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду исоздавать тень для защиты детей-инвалидов от избыточного солнечного облучения.
4.14 Высокие деревья (а также молодые посадкивысокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на10-15 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях.
4.15 Вокруг площадок для занятий детей-инвалидов,пользующихся креслами-колясками, размещают полосы безопасности шириной не менее2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок — не менее 3 м. Участокреабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м.Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на0,4 м, а также применение живой изгороди.
4.16 На участке следует предусматривать подъезды, а такжевозможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездныхпутей должна иметь твердое покрытие.
4.17 На хозяйственной площадке размещают мусоросборники,складские постройки, гараж, конюшню и т. п.
Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие,размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытиюподъезда к зданию реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки угрупповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается.
5 Объемно-планировочные решения реабилитационныхцентров
5.1 Всю многообразную многофункциональную организациюреабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока(рисунок 1приложения Д):
1) блок реабилитации, состоящий из помещениймедико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи;
2) блок размещения, состоящий из помещений приемного иконсультативного отделения, отделения дневного пребывания и стационара,включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение «мать и дитя»;
3) блок управления, состоящий из помещений служб управленияи служб организации реабилитационной деятельности.
Реабилитационный центр для детей и подростков сограниченными возможностями целесообразно размещать в одном здании или вкомплексе взаимосвязанных объектов, сосредоточенных на одном участке.
5.2 Допускается пристраивать блок помещенийреабилитационного центра к торцам жилых домов при отсутствии на торцах оконжилых комнат и при соблюдении условий противопожарной безопасности.
5.3 Проектирование помещений в зданиях центра следует вестипо пособиям к СНиП2.08.02 по проектированию учреждений здравоохранения, пансионатов, попроектированию оздоровительных учреждений и учреждений отдыха. При этом
необходимо учитывать специфические требования к помещениям,в которых находятся дети-инвалиды, изложенные в соответствующих действующихдокументах (СНиП2.08.02, СНиП35-01, СП35-101, СП 35-102,СП35-103).
5.4 Здания реабилитационных центров проектируются, какправило, двухэтажными. Допускается проектировать здания высотой 3 этажа приналичии вертикальных средств перемещения больных детей. Высота этажа должнаприниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускаетсяпринимать равной высоте этажа жилого дома.
5.5 Помещения приемно-вестибюльной группы консультативногоотделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации,которые ведут прием в консультативном отделении.
5.6 Помещения врачебных кабинетов илечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемыхожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно выделять«влажную» и «сухую» зоны, характеризующиеся различнымитемпературно-влажностными режимами и требованиями к техническому обслуживанию.
5.7 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажногокабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать ихудобную взаимосвязь.
5.8 Помещения реабилитационного центра в соответствии стребованиями СНиП35-01, в которых могут находиться дети-инвалиды, должны иметь не менееодного доступного для них входа, который, при необходимости, должен бытьоборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъемаинвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.
5.9 Входы в здания следует защищать от атмосферных осадкови предусматривать перед входом площадку размером в плане не менее 1,0´2,5 м с дренажом и в зависимости от местных климатическихусловий — с подогревом.
5.10 Входные двери в здания, сооружения и помещения,предназначенные для пребывания детей-инвалидов, должны иметь ширину в свету неменее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путяхпередвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в зданияреабилитационного центра следует проектировать с тамбуром, глубина которогодолжна быть не менее 1,6 м.
6 Состав и площади помещений отделениямедико-социальной реабилитации
6.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначенодля организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальнойреабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями путем следующихмедико-социальных и медико-консультативных мероприятий:
— согласование и координация выполнения реабилитационныхпрограмм с лечебными учреждениями города или района;
— работа по освоению, внедрению и использованиюпрогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации;
— проведение медико-социального патронажа семей, имеющихдетей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационныммероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно сцентром реабилитации;
— проведение лечебных физкультурно-оздоровительныхмероприятий.
6.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоятьиз двух подразделений (рисунок 2приложения Д):
— восстановительного лечения;
— медико-инженерной службы.
- 6.1 Подразделение восстановительного лечения
- 6.2 Медико-инженерная служба
- Организация реабилитационной деятельности вреабилитационных центрах для детей и подростков
- Исходные данные для формирования детскогореабилитационного центра на 100 мест (пример)
- Состав и площади помещений комплекса объектов детскогореабилитационного центра на 100 мест, в том числе 20 мест для родителей
- Нормативная база для проектирования
- Иллюстративный материал
- Услуги по монтажу отопления водоснабжения
- ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
- Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
6.1 Подразделение восстановительного лечения
6.1.1 В подразделение восстановительного лечения включаютсяследующие функциональные группы помещений:
— кабинеты врачей-специалистов;
— подразделение физических методов лечения;
— подразделение нетрадиционных методов лечения;
— вспомогательная служба подразделения.
Кабинеты врачей-специалистов
6.1.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяетсяисходя из принимаемого соотношения количества пациентов с различныминарушениями.
Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательногоаппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, возможно использоватьодни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога,ортопеда-травматолога и логопеда.
Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен бытьпредусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога.
Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен бытьпредусмотрен кабинет офтальмолога.
Ориентировочные площади кабинетов различных специалистовприведены в таблице 1.
Подразделение физических методов лечения (рисунок 3приложения Д)
Отделение лечебной физкультуры
6.1.3 В состав помещений отделения лечебной физкультурывключаются:
— зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10человек;
— кабинет лечебной физкультуры дляиндивидуальных занятий;
— тренажерный зал.
Ориентировочные площади помещенийотделения лечебной физкультуры приведены в таблице 2.
Таблица 1
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Кабинет невропатолога
18
Кабинет психиатра
18
Кабинет психолога
18
Кабинет ортопеда-травматолога
15
Кабинет логопеда
18
Кабинет ЛОР-сурдолога:
помещение врачебного приема
18
звукоизолированная кабина
18
Кабинет офтальмолога
18
Кабинет педиатра
18
Кабинет стоматолога
15
Отделение физиотерапии
6.1.4 Отделение физиотерапии формируется из следующихпомещений:
— массажный кабинет;
— кабинет электро-, светолечения (ФТО);
— кабинет озекерито-парафинолечения (теплолечение).
Ориентировочные площади помещений отделения физиотерапии, атакже удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3.
Отделение термогидротерапии
6.1.5 Отделение термогидротерапии формируется на базебальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав:
— ванный зал;
— помещения для лечения движением в воде;
— душевой зал;
— сауна;
— бассейн.
Ориентировочные площади помещений отделениятермогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены втаблице 4.
Таблица 2
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10человек
60
Раздевальная с душевыми
20
Кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий
12
Тренажерный зал
70
В том числе площадь на 1 тренажер при необходимостисоздания условий подхода и работы в различных положениях с постороннейпомощью
12-15
Таблица 3
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
1. Массажный кабинет
По расчету
В том числе:
площадь на 1 рабочее место
8
минимальная площадь кабинета на1 рабочее место
12
массажный салон на 4 массажистки
32
душевая установка стамбуром-раздевальной при одновременной работе четырех массажисток
8
2. Кабинет электро-, светолечения
По расчету
В том числе процедурная из расчета площади на 1 кушетку
То же
Минимальная площадь процедурной на 1 кушетку
»
В том числе для каждого аппарата индивидуальные кабиныодного из двух типов:
высота 2 м, ширина 1,8 м, длина2 м
4
высота 2 м, ширина 2 м, длина2,2 м
4,4
При кабинете электро-, светолечения изолированный бокс дляподготовки лечебных процедур, хранения прокладок, приготовления растворов ит.п.
8-10
3. Кабинет озекерито-парафинолечения:
помещения для проведениялечебных процедур из расчета площади на 1 кушетку
6
минимальная площадь кабинета
12
помещение для подогрева парафинаи озекерита (кухня)
8
Таблица 4
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
1. Ванный зал
По расчету
В том числе:
площадь на 1 ванну (без площадирабочего коридора)
6
помещение для раздевания иодевания пациентов из расчета 2 места на 1 ванну, при площади одного места
4
площадь прохода на каждое место(при ширине рабочего коридора со стороны окон не менее 1,2 м)
2
комната отдыха пациентов израсчета площади на 1 кушетку
6
комната обслуживающего персоналаиз расчета площади на одну ванну (но не менее 8 м2)
1,5
2. Помещение для лечения движением в воде
42
В том числе площадь ванны (при глубине ванны 0,7 м)
20
3. Душевой зал
Не менее 25
В том числе кабины для душевых установок
1,5
4. Помещение для укутывания пациентов из расчета площадина 1 кушетку (но не менее 12 м2)
6
5. Помещение для раздевания и временного хранениякресел-колясок
10
6. Помещение для процедур подводного душа-массажа ширинойне менее 2,5 м2 с ванной вместимостью 400-500 л с возможностьюподхода к ней с трех сторон
28
7. Сауна:
раздевальная
15
душевая
2,4-4
уборная
3,5
комната отдыха
18
камера сухого жара
10
помещение для хранениякресел-колясок
10
8. Бассейн:
помещение лечебного бассейна длязанятий гидрокинезотерапией с габаритом ванны 5´4 м (глубинабассейна для детей 0,5-1,0 м с равномерным понижением)
54
душевые кабины при лечебныхбассейнах с площадью каждой кабины
3
раздевальная для бассейна сполезной площадью на 1 человека
1,2
комната отдыха при бассейне израсчета площади на 1 пациента
2
туалеты
По расчету
помещение для персонала
15
кладовая моющих идезинфицирующих средств
8
Подразделение нетрадиционных методов лечения
6.1.6 В последние годы приобретает популярность лечениенетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице 5.
Вспомогательная служба
6.1.7 Ориентировочная площадь и помещения даны в таблице 6.
6.2 Медико-инженерная служба
6.2.1 В состав реабилитационного центра по заданию напроектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит издвух отделений:
отделения коррекции передвижения;
отделения реабилитационной инженерии.
6.2.2 Ориентировочные площади помещений отделениймедико-инженерной службы приведены в таблице 7.
Таблица 5
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Кабинет мануальной терапии
18
Кабинет биокоррекции в составе:
кабинет врача дляиндивидуального приема
12
кабинет групповой биокоррекции
36+2
Таблица 6
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Вспомогательная служба:
аптека
По СНиП 2.08.02
стерилизационная
То же
процедурная
12
Таблица 7
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Отделение коррекции передвижения:
пункт приема и выдачи заказов
30
помещение примерки и подгонкипротезов:
подгоночная мастерская
9
примерочная протезов
18
кабинет обучения пользованияпротезами
24
гипсовая
8
Отделение реабилитационной инженерии:
помещение приема заказов наадаптацию жилища для детей-инвалидов
15
подсобное помещение для храненияматериалов, технических средств и инструментов
15
7 Состав и площади помещений отделенияпсихолого-педагогической помощи
7.1 Подразделения психолого-педагогической помощипредназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогическихмероприятий (рисунок 4приложения Д):
— определение формы обучения детей с ограниченнымивозможностями, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органамиобразования);
— психолого-коррекционная работа с детьми и подростками сограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по вопросамсемейного воспитания;
— организация досуга детей и подростков с ограниченнымивозможностями, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковойработы, летних оздоровительных лагерей и т.п.;
— проведение профориентации и трудотерапии детей иподростков, организация профессионального обучения и организация их труда итруда членов их семей на дому.
7.2 В составе отделения психолого-педагогической помощипредусматриваются (рисунки 4и 5приложения Д):
служба психологической реабилитации;
служба социально-педагогической реабилитации;
служба социально-бытовой реабилитации;
социально-культурный центр;
служба социальной защищенности.
Служба психологической реабилитации
7.3 Для службы психологической реабилитациипредусматриваются кабинеты психотерапии и «телефон доверия», ориентировочныеплощади помещений которых приведены в таблице 8.
Таблица 8
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Кабинет психотерапии:
кабинет индивидуальнойпсихотерапии
14
кабинет групповой психотерапии
36+2
Помещение «телефона доверия»
12
Служба социально-педагогическойреабилитации
7.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит изследующих подразделений (рисунок 5приложение Д):
— отделение педагогической помощи;
— специализированные классы и кабинеты;
— отделение трудотерапии и профориентации.
Ориентировочные площади помещений службысоциально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9.
7.5 Площади кабинетов специалистов следует принимать понормативным документам по проектированию учреждений здравоохранения, гдеплощадь кабинетов устанавливается не менее 12 м.
7.6 Площади учебных помещений проектируются по нормамдомов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий сдетьми-инвалидами из расчета не менее 3 м2 на одно место.
Служба социально-бытовой реабилитации
7.7 Для службы социально-бытовой реабилитациипредусматриваются:
кабинеты специалистов-педагогов;
специализированные помещения.
Таблица 9
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Отделение педагогической помощи:
кабинет психолога
12
кабинет педагога
12
кабинет дефектолога
18
Специализированные классы (на 8-10 мест) и кабинет(на 4-5мест):
кабинет коррекции памяти
30
класс кондуктивной педагогики
30
сенсорная комната
18-36
кабинет игротерапии
48
класс музыкотерапии
50
изостудия
40
артистическая студия
30
класс пластики
36
кабинет работы с родителями
36
Отделение трудотерапии и профориентации:
кабинет трудотерапии (на 5мест)
30
кабинет профориентации
40
учебный класс по профподготовке(на 6-10 человек)
48
производственный участок(мастерские):
слесарная мастерская
36
швейно-вязальная мастерская
36
картонажно-переплетнаямастерская
36
склад сырья и готовой продукции
36
комната инструктора потрудотерапии
12
гончарный цех
50
мастерская лепки
30
мастерская по обработкедревесины (столярная)
50
Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитацииприведены в таблице 10.
Социально-культурный центр
7.8 Социально-культурный центр состоит из групп помещенийактового зала, библиотеки (рисунок 4приложение Д) испортивного зала. Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11.
Служба социальной защищенности
7.9 Служба социальной защищенностивключает справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальныхработников и специалистов по трудоустройству, ориентировочные площади помещенийкоторых приведены в таблице 12.
Таблица 10
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Кабинеты специалистов-педагогов, в том числе кабинет дляиндивидуальной работы педагога с ребенком-инвалидом (число кабинетовустанавливается по расчету)
12
Специализированные помещения:
класс домоводства
30
кабинет-модель жилого комплекса(для занятий 10-12 человек)
36
помещение Монтаж отопления коммуникативныхсистем (ландшафтные Монтаж отопления)
36
Таблица 11
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Актовый зал из расчета:
по заданию на проектирование
0,6-1,0 м2/место
эстрада при актовом зале
27
Библиотека
50
Спортивный зал:
160 или 288
раздевальные с душевыми
30
комната инструктора
12
инвентарная
12
Таблица 12
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Справочно-информационный кабинет
18
Кабинет юриста
12
Кабинет социальных работников и специалистов потрудоустройству
18
8 Состав и площади помещений блока размещения
8.1 В блоке размещения предусматривают следующиеподразделения:
— приемное отделение;
— консультативное отделение;
— отделение дневного пребывания;
— стационар:
отделение круглосуточногопребывания;
отделение «Мать и дитя».
8.2 Состав и ориентировочныеплощади помещений приемного отделения приведены в таблице 13.
Таблица 13
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Вестибюль с аптечным киоском
20-30
Гардероб
15-20
Приемная с комнатой медсестры
25(15+10)
Санпропускник
20
Регистрационный кабинет
20
8.3 Для пациентов консультативного отделения и дневного стационараследует выделять места для взрослых, сопровождающих детей-инвалидов, из расчетане менее 0,5 м на каждого ребенка.
8.4 Отделение дневного пребывания предназначено дляреализации индивидуальной медико-социальной, психолого-социальной исоциально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченнымивозможностями в течение рабочей недели в дневное время в условиях центра впериод, установленный реабилитационной программой.
В отделении предусматривают:
— реабилитационные группы, объединяющие детей сограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту (численность детейи подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десятичеловек);
— организацию учебных занятий в помещении центра для детейи подростков, обучающихся в домашних условиях;
— организацию питания, дневного сна, досуга, игротерапии итрудотерапии.
В отделении предусматриваются помещения для питания,учебных занятий, сна, досуга, игротеки, трудотерапии и другие помещения,необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.
8.5 Стационарное отделение предназначено для:
— реализации программ медико-социальной реабилитации детейи подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточногопребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационнойгруппе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одномстационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационныхгрупп;
— обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной,познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей иподростков, а также процессов возможного их самообслуживания;
— создания условий, приближенных к домашним.
8.6 В стационарном отделении предусматривают помещения длясна, бытового обслуживания и питания. Остальные помещения, предназначенные дляобучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской помощи ипсихолого-коррекционной работы, необходимые для проведения реабилитационныхмероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетомсостояния их здоровья, могут предусматриваться общими для отделения дневногопребывания и стационарного отделения.
8.7 Помещения в круглосуточном стационаре для размещения ипроживания детей должны иметь:
— групповые ячейки для детей дошкольного возраста;
— учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста;
— жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста.
Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольноговозраста следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02 (пп. 2.1 и 2.2) ипособием к нему по проектированию детских дошкольных учреждений.
8.8 Площадь помещений в жилых ячейках принимается израсчета на одного проживающего не менее:
— для спальных комнат — 4 м2;
— для спальных комнат лежачих детей — 6 м2;
— для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) — 3 м2;
— для классных комнат в учебно-жилых ячейках — 2,5 м2,но не менее 12 м2;
— для гардеробных — 1,0 м2;
— для санитарно-гигиенических помещений — 1,0 м2,но не менее 4 м2;
— для помещений сушки одежды — 0,35 м2;
— для кладовых — 0,5 м2.
8.9 Ванные комнаты следует проектировать как единоепомещение, состоящее из двух зон: зоны гигиенической ванны и зоныгигиенического душа. Площадь душевой кабины, включая преддушевую, должнасоставлять не менее 5 м2.
8.10 Уборные необходимо размещать в едином помещении,состоящем из зон умывальной и уборной. В зоне умывальной должны размещатьсядетские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Кабинасанузла для инвалидов должна быть не менее 4 м2, а также иметьканализационный трап и гибкий шланг с душевой насадкой. Кроме того, обязательнодолжно быть устройство вызывной сигнализации.
9 Состав и площади помещений блока управления
9.1 Блок управления формируется из следующих групппомещений (рисунок 6приложения Д):
административно-управленческого персонала; служебного ихозяйственно-бытового назначения;
пищеблока.
9.2 Помещения административно-управленческого персонала, атакже служебного и хозяйственно-бытового назначения приведены в таблице 14.
9.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденныезалы для детей и персонала.
9.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетоморганизации питания в две смены. Расчетная площадь на 1 место должна составлятьне менее:
— для детей с нарушениями зрения, последствиямиполиомиелита и ДЦП — 1,6 м2;
— для детей с нарушениями слуха иумственно отсталых детей — 1,3 м2.
Таблица 14
Помещения
Ориентировочнаяплощадь, м2
Примечания
Вестибюль с гардеробом
40
Холл для посетителей
20
Приемная с местом для секретаря
16
Кабинет директора РЦ
20
Кабинет заместителя директора
16
Рабочие кабинеты специалистов
16×4(64)
Оборудуются ПК, книжными шкафами, телефонами
Бухгалтерия
18
Касса
10
Кабинет заведующего хозяйством
10
Архив
16
Бытовое помещение для водителя транспорта
12
Кладовая уборочного инвентаря
8
Бытовое помещение для технического персонала
8
Помещение охраны
19
Оборудуется пультами (постами) охранной, пожарнойсигнализации
9.5 Для детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата обеденные залы следует предусматривать только длясамостоятельно передвигающихся детей при организации их питания в одну смену.
9.6 Помещения блока управления, непредназначенные для пребывания пациентов реабилитационного центра, должныотвечать требованиям СНиП 2.08.02 и СНиП31-05.
Приложение А
Организация реабилитационной деятельности вреабилитационных центрах для детей и подростков
Организация реабилитационной деятельности определена в«Примерном положении о реабилитационном центре для детей и подростков сограниченными возможностями»*.
* «Примерноеположение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченнымивозможностями» утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря1994 г. № 249.
Для детей и подростков со зрительными нарушениями (дляслепых и слабовидящих) должны быть предусмотрены:
— офтальмологический кабинет, оснащенный какдиагностическим, так и лечебным оборудованием;
— подразделение глазного протезирования (организуемое повозможности);
— кабинет развития мобильности и ориентировки;
— оборудование для ориентировки помещений общегопользования реабилитационного центра, бытовых и жилых помещений;
-оборудование игровых комнат, помещений профподготовки и спортивных заловозвученными инструментами, игрушками и спортивными снарядами.
Для детей и подростков с нарушениями слуха и речинеобходимо предусмотреть в отделении медико-социальной реабилитации кабинетЛОР-сурдолога, а также оснащение соответствующей световой сигнализациейразличных помещений реабилитационного центра.
К детям иподросткам с нарушениями психической сферы относятся лица с глубокой умственнойотсталостью, требующие обучения в использовании собственных рук, ног, челюстей;с тяжелой умственной отсталостью, поддающиеся систематической обычнойтренировке; со средней, то есть умеренной умственной отсталостью, обучаемыепростым коммуникационным навыкам, навыкам гигиены и безопасности, простымнавыкам ручного труда и с трудом поддающиеся обучению, функциональному чтениюили арифметике, а также лица со слабой умственной отсталостью, которые могутприобрести практические навыки и способности к функциональному чтению иарифметике при специальном обучении. Поэтому медицинские штаты центрареабилитации должны быть укомплектованы психиатром-специалистом лечебного дела(1 специалист на 50 больных), а также квалифицированными медицинскими сестрами(не менее 2 специалистов на 50 больных). Кроме того, необходим врачпсихиатр-реабилитолог, осуществляющий социальную, профессиональную,психологическую адаптацию и устанавливающий социально-трудовой прогноз (неменее 1 специалиста на 50 больных).
Для работы с детьми и подростками, имеющими нарушенияпсихической сферы, необходимо предусмотреть кабинет психотерапии и кабинетпсихологической разгрузки.
Для детей и подростков с поражениями опорно-двигательногоаппарата (вследствие полного или частичного отсутствия одной или болееконечностей, отсутствия дистальных частей конечностей, то есть пальцев, кисти,стопы, в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырехконечностей, вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижнихконечностей, в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижнейконечностей на одной стороне, вследствие нарушения мышечной силы нижнихконечностей, а также в связи с нарушением двигательной функции одной или обеихнижних конечностей) не требуется вводить какие-либо специфические элементы вфункциональную структуру реабилитационного центра. Необходимо только этот центробеспечить в достаточном ассортименте и количестве адекватными техническими средствамиреабилитации.
Ориентировочно по отношению ко всем детям и подросткам сограниченными возможностями дети из неблагополучных семей составляют около 10 %и дети с наиболее глубокими нарушениями также около 10 %. Следовательно, дляориентировочных расчетов можно принимать средний объем размещения в стационарекруглосуточного пребывания в размере 20 %.
Исходя из средней продолжительности индивидуальныхреабилитационных программ, равной 30 дням, и учитывая посещения центра вдневное время в течение рабочей недели, то есть 305 дней в году, можно принятьориентировочно оборот одной реабилитационной программы для отделения дневногопребывания равным 10,2 в год.
Приложение Б
Исходные данные для формирования детскогореабилитационного центра на 100 мест
(пример)
На основании опыта проектирования специальных учреждений иотделений, предназначенных для реабилитации детей-инвалидов и подростков сфизическими и психическими нарушениями здоровья, в нашей стране и за рубежом, атакже с учетом предложений специалистов детского реабилитационного центра впоселке Вишенки г. Смоленска определены следующие основные исходные данные дляформирования комплекса зданий и построек этого центра на выделенной общейтерритории.
Центр предназначен для реабилитации детей, в том числе подростковс отклонениями в физическом и умственном развитии в возрасте от 3 до 18 лет.
Общая вместимость комплекса зданий и построек формируемогореабилитационного центра составляет 100 мест. Из них 80 мест предусматриваетсядля детей и подростков, а 20 мест — для родителей.
В среднем, ориентировочно, расчетный возрастной составреабилитируемых детей-инвалидов принят следующий:
до 7 лет — 30 %, от 8 до 12 лет — 40 %, от 13 до 18 лет -30 %.
Половозрастной состав условно принят: 50 % мальчиков и 50 %девочек.
Реабилитационный центр не предназначен для полностью слепыхи глухих детей, которые должны лечиться в другом типе учреждения. В нем могутпроходить реабилитацию только слабовидящие и слабослышащие.
Количество слабовидящих детей предусматривается 8-10 %. Долядетей в креслах-колясках принимается равной 10-15 %.
Общее штатное количество в центре составляет 200 человек.При этом в максимальную, расчетную смену предусматривается 150 человек. Из нихдоля женщин составляет ориентировочно 90 %, доля мужчин — 10 %, то есть условно135 женщин и 15 мужчин.
При определении площадей помещений, необходимых дляпроведения основной деятельности центра, оптимальное количество детей иподростков в кабинетах, классах и в помещениях для реабилитационных занятийпринято равным 5-8 человек. Это количество установлено специалистами,работающими в области медико-социальной адаптации и учебно-профессиональнойподготовки детей-инвалидов.
Все структурные подразделения центра в своей деятельностиподчиняются директору этого учреждения и должны иметь территориальнуюдоступность. Помещения руководителей подразделений должны быть оборудованысредствами обратной связи с администрацией.
Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа вдетском реабилитационном центре проводится в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Образовательная работа с детьми и подростками в центрепредусматривается в соответствии с Законом Российской Федерации «Обобразовании» и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы и степениограниченных возможностей, возраста и уровня учебной подготовки.
Приложение В
Состав и площади помещений комплекса объектов детскогореабилитационного центра на 100 мест, в том числе 20 мест для родителей
(на примере дома-интерната длядетей-инвалидов в пос. Вишенки Смоленской области)
№ п.п.
Наименование
Площадь, м2
Размещениепомещений
Проектируемоездание в составе комплекса объектов дома-интерната
I Лечебно-диагностический блок
А — приемное отделение
1
Вестибюль с аптечным киоском
16
2
Гардероб
10
3
Приемная с комнатой медсестры
12
4
Санпропускник
18
5
Регистрационный кабинет
9+9
6
Помещение охраны
8
Итого
82
Б — лечебно-реабилитационное отделение (кабинетыврачей-специалистов)
1
Кабинет невропатолога
12
2
Кабинет ортопеда
18
3
Кабинет педиатра
18
4
Кабинет врача ЛФК
12
5
Кабинет стоматолога
18
6
Кабинет окулиста с темной комнатой
18+8
7
Кабинет отоларинголога
18
8
Кабинет психиатра
12
9
Кабинет психотерапевта (с групповой)
24
Итого
158
В — физиотерапевтическое отделение
1
Кабинет электросветолечения на 3 кушетки
24+8
2
Кабинет озекерито-парафинолечения
20
3
Кабинет электросна
16+4
4
Ингаляторий
12
Итого
84
Г — отделение лечебной физкультуры
1
Зал ЛФК для групповых занятий
60
2
Зал ЛФК для индивидуальных занятий
18
3
Раздельные раздевальные с душевой и уборной
16+16
4
Массажный кабинет
12
Итого
122
Д — отделение термогидротерапии
1
Лечебный ванный зал (3 ванны)
18+8
Разместить на 1 этаже
2
Душевой зал (на 5 кабин)
25
3
Помещения для подводного душа-массажа (1 ванна)
28
Ширина помещения не менее 2,5 м
4
Бассейн:
помещение с ванной 10´6 м
лаборатория анализа воды
Профессиональный помещения
100
8
10+6
5
Раздельные раздевальные с уборными (при 50 % загрузкипомещений термогидротерапии)
18+18
Связь с душевым залом, ванным залом и бассейном
6
Комната отдыха после процедур
16
7
Сауна:
камера сухого жара,
комната отдыха,
раздевальная с душевой (3 сетки)и унитазом
подсобное помещение
12
18
18
6
8
Помещения обслуживающего персонала
12+12
Итого
333
Е — отделение нетрадиционных методов лечения
Разместить совместно с отделением Б
1
Кабинет иглотерапии
18
2
Кабинет мануальной терапии
18
3
Кабинет биологической обратной связи (БОС)
18
4
Кабинет развития мобильности
18
Итого
72
Ж — вспомогательные службы
1
Кабинет зам. директора по лечебно-реабилитационной работе
18
2
Кабинет старшей медицинской сестры (с аптекой)
12+8
3
Комната психологической разгрузки (для врачей)
18
4
Процедурная
12
У лечебно-диагностического блока
5
Стерилизационная (при процедурной)
10
6
Изолятор (4 комнаты по 2 койки с санузлами) и постдежурной сестры
36+12+6
1 -й этаж
7
Помещения (зоны) ожидания при кабинетах, отделениях
48
Итого
180
Всего
1031
II Психолого-педагогический блок
А — учебно-реабилитационный блок
1
Кабинет зам. директора по учебно-воспитательной работе
18
2
Учебно-методический кабинет
24
3
Кабинет психологической разгрузки
18
4
Кабинет психолога
12+12
5
Кабинет социального педагога
12
6
Кабинет логопеда
12+12
7
Учебный классы (кабинеты) малой наполняемости (7 классовпо 18 м2)
126
8
Кабинеты физики, химии, биологии (по 20 м2) спрепараторскими по 6 м2
78
9
Кабинет информатики с лаборантской
24+6
Разместить рядом с библиотекой
10
Учебный кабинет социально-бытовой адаптации
36
11
Сенсорная комната
30
12
Спортивный зал 9´18 м
162
Высота не менее 4,5 м
13
Тренажерный зал
30
14
Раздельные раздевальные с душевыми и уборными
12+12
15
Снарядная
9
16
Учебный класс — изостудия с препараторской
20+10
17
Рекреация при учебных помещениях (ширина не менее 4 м)
67
Может объединяться с вестибюлем или фойе актового зала
18
Актовый зал на 200 мест
150
Для инвалидов на колясках предусмотреть 7-10 мест
Фойе при зале
90
Используется как танцзал и помещения для настольноготенниса
Эстрада глубиной 4 м
36
Артистические (3 помещения)
36
19
Библиотека: книгохранилище на 2000 томов в шкафах и местобиблиотекаря с компьютером открытый доступ на 1000 томов и 4 стола длячитателей
12 20
Итого
1098
Б — отделение социально-трудовой реабилитации
1
Кабинет заведующего отделением
18
2
Кабинет профориентации
36
3
Кабинет креативной терапии
30
4
Мастерская швейная
36
5
Мастерская слесарная
36
6
Мастерская по обработке дерева (столярная)
50
7
Гончарный цех
50
8
Мастерская лепки с подсобной
30+12
9
Помещение сырья и готовой продукции
18+18
Итого
334
В — отделение социально-консультативной помощи
1
Кабинеты для социальных работников и юриста (всего 5кабинетов)
60
Итого
60
Всего
1492
Ill Блок жилыхпомещений
А — отделение «Мать и дитя» (4 ребенка и 4 родителя)
1
4 двухместные спальные комнаты 12´4 м2
48
12 м2 на одну комнату
2
Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на2 комнаты 6´2 м2
12
3
Гостиная-буфетная 12´2 м2
24
Может быть одна на отделение
Итого
84
Б — отделение «Милосердия»
1
Спальная комната двухместная 12´3 м2
36
По 6 м2 на место
2
Санитарная комната (ванна с душем, унитаз, мойка длясуден, шкаф для суден)
10
3
Кладовая хозяйственная
4
4
Буфетная
9
Итого
59
В — отделение дошкольного и младших школьников из двухжилых ячеек
Жилая ячейка на 8 мест
1
Спальная комната на 4 места (2 помещения)
16+16
На одно место 4 м2
2
Санузел:
одно помещение (ванна, умывальник, унитаз)
или два помещения (ванна и умывальник, унитаз иумывальник)
8
12
3
Рекреация-игровая
40
4
Помещение для сушки одежды
8
Итого
на одну жилую ячейку
на отделение
100
200
Г — отделение средних и старших школьников
Жилая ячейка на 8 мест
1
Спальная комната на два места (4 комнаты) 10´4 м2
40
На одно место 5 м2
2
Санузел:
одно помещение (ванна, умывальник, унитаз)
или два помещения (ванна и умывальник, унитаз иумывальник)
8
12
Жилая ячейка на 30 мест
1
Спальная комната на три места (10 комнат) 15´10 м2
150
На одно место 5 м2
2
Санузел на две спальные комнаты (ванна, умывальник,унитаз) 8´5 м2
40
Общие помещения на отделение
1
Рекреация на 38 детей
80
2
Помещение для сушки одежды
14
3
Комната личной гигиены
6
Итого
350
Комната отдыха для персонала 12+12
24
Два помещения на разных этажах
Всего
717
IV Блок помещенийобщего назначения
А — помещения администрации
1
Кабинет директора
24+12
2
Приемная секретаря и канцелярия
12
3
Кабинет заместителя директора по научно-методическойработе
18
4
Аудитория-зал совещаний на 20 мест
48
5
Подсобное помещение для хранения и подготовки пособий
20
6
Архив организации
12
7
Бухгалтерия:
кабинет главного бухгалтера
бухгалтерия
касса
18
24
12
8
Отдел кадров
20
9
Заместитель директора по административно-хозяйственнойработе
12
Итого
232
Б — помещения столовой, работающей на сырье
1
Обеденный зал на 64 места
114
Разделить на 3 зоны: дошкольники, младшие и старшиешкольники
2
Кафетерий для персонала на 50 мест
70
3
Площадь для четырех умывальников
8
У входа в столовую
4
Фитобар
12
При обеденном зале
5
Производственные помещения, помещения приема и храненияпродуктов и отходов, моечные
130
Уточняется технологическим расчетом
6
Служебно-бытовые помещения (кабинет зав. производством,кабинет медсестры или врача диетического питания, гардероб, душевая, уборная,кладовые)
42
То же
7
Временный вестибюль с гардеробной на 115 мест
30
В последующем используется как переход в другие корпуса
8
Раздельные уборные по 2 унитаза
6+6
Итого
418
В — помещения бытового обслуживания
1
Прачечная-постирочная производительностью 25-50 кг белья всмену (4 машины с загрузкой 3 кг)
24
2
Дезинфекционная камера
12
3
Гладильная
6
4
Парикмахерская
20
Итого
62
Г — помещения общего назначения
1
Вестибюль-холл с размещением пункта связи (2 аппарата)
30
Размещение у главного входа в здание
2
Гардероб
20
3
Туалеты женские (по 3 унитаза) с умывальниками
10+10
Размещаются на разных этажах
4
Комнаты личной гигиены
6+6
Для взрослых и воспитанников
5
Туалет мужской (на 2 унитаза) с умывальником
8
Общий на здание
6
Зимний сад (высотой 2 этажа)
60
Возможное размещение: рядом с группой жилых
7
Живой уголок
60
помещений; рядом с вестибюлем; рядом с фойе
8
Хозяйственные помещения и кладовые
30
9
Помещения обслуживающего персонала
72
Итого
312
Всего
1024
V Хозяйственныепостройки на территории центра
А — гараж на 5 автомобилей с мастерскими
1
Стоянка на 4 автомашины
120
Может быть навес для машин
2
Ремонтный бокс-стоянка
55
3
Слесарная мастерская
55
4
Склад запчастей и инструментов
12+12
5
Гардеробная с душем и уборной
18
6
Автокласс на 10 учеников
50
С учетом обучения инвалидов-колясочников
7
Кабинет правил дорожного движения
25
8
Вестибюль-рекреация
20
9
Уборная
6+6
Итого
367
Б — овощехранилище на 20 т с теплицей
1
Овощехранилище комбинированное, в том числе охлаждаемаякамера
100 (20)
Возможно частичное размещение в подвале
2
Теплица
150
3
Класс
25
4
Инвентарная
10
5
Помещение для хранения удобрений
8
6
Уборная с умывальной
4+4
7
Вестибюль
6
Итого
307
В — конюшня на 4 стойла
1
Стойка для лошадей
100
2
Хранилище для кормов
35
3
Инвентарь
10
4
Хранение отходов
12
Итого
157
Всего
939
Существующие здания научастке и их новое назначение
VI Дневнойстационар
Корпус детсада
VII Отделение«Мать и дитя»
Коттеджи № 2, 4 и 5
VIII Отделениемилосердия на 8 мест
Коттедж № 3
IX Гостиница
Коттедж № 1
Состав и площадь помещений определены ирассчитаны ФГУП «Институт общественных зданий» (исполнители: канд. архит. A.M. Гарнец, инж. Л.В. Сигачева, канд. архит. Б.П. Анисимов), втом числе с использованием научных разработок ФГУП «ФЦЭРИ» Минздрава России(д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева) и опыта эксплуатации дома-интерната длядетей в пос. Вишенки (директор С.А. Новикова).
Приложение Г
Нормативная база для проектирования
При определении состава и площадей основных групп помещенийинтерната используется СНиП 2.08.02-89* «Общественныездания и сооружения» (с изменениями 1-5), а также данные следующих нормативныхдокументов и справочных материалов:
1. Для психолого-педагогического блока:
— Справочное пособие по проектированию средних специальныхи профессиональных технических учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*)
— МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные школы»;
— Пособие к МГСН4.06-96;
— МГСН 4.05-95«Школы-интернаты для детей-инвалидов»;
— Пособиек МГСН 4.05-95;
— Рекомендациипо проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся впсихолого-педагогической и медико-социальной помощи (2000 г.);
— МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты длядетей-инвалидов»;
— Пособиек МГСН 4.02-94.
— МГСН4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей».
2. Для лечебно-реабилитационного блока:
— Справочное пособиепо проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*);
— МГСН 4.12-97«Лечебно-профилактические учреждения»;
— Пособиек МГСН 4.12-97;
— МГСН 4.08-97«Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений»;
— Пособиек МГСН 4.08-97;
— МГСН 4.05-95«Школы-интернаты для детей-инвалидов»;
— Пособиек МГСН 4.05-95;
— НП 6.4-81 «Санатории и профилактории»;
— НП 1.4-75 «Дома-интернаты для престарелых»;
— МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты длядетей-инвалидов»;
— Пособиек МГСН 4.02-94;
— Рекомендациипо проектированию центров реабилитации инвалидов.
3. Для определения площадей помещений столовой:
— Справочное пособие по проектированию средних специальныхи профессиональных учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*);
— МГСН4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей».
4. Для определения площадей помещений жилого блока:
— МГСН 4.05-95«Школы-интернаты для детей-инвалидов»;
— МГСН4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей».
Приложение Д
Иллюстративный материал
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕТСКОГОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬОТДЕЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ
3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
4
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЛУЖБЫСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
5
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬАДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
6
Ключевые слова: детский реабилитационный центр,психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитациядетей-инвалидов
Услуги по монтажу отопления водоснабжения
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495)744-67-74
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > /otoplenie-dachi.html
Обратите внимание
Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической экспертизе.