|
resant.ru О.Ворониной |
«Японский сад» — понятие, знакомое людям во многих странах мира. Но описать, что же он собой представляет, не так-то просто. Во-первых, для японского сада характерен определенный набор элементов: камни, вода, большое количество вечнозеленых растений, а также фонари и бамбуковые изгороди. Цветовая гамма японского сада очень сдержанна и не изобилует пестрыми красками. Во-вторых, японский сад всегда наполнен очень глубоким смыслом — за внешней оболочкой каждого элемента скрывается тайный смысл, «чудо вещей». Такое отношение к природе заложили древние религии Японии, синтоизм (учение, где камни, горы и деревья населяются духами ками) и дзен-буддизм.
|
resant.ru Д.Таранова |
Японцы считают, что природу можно постичь только интуицией, но никак не логическими умозаключениями. Поэтому человек приходит в сад для созерцания, размышления, для проникновения в суть вещей и познания самого себя. Это совсем не похоже на европейское любование рукотворными ландшафтами.
Виды садов
|
resant.ru А.Дарусенкова |
Японские сады бывают очень разными. Если говорить об их назначении и размерах, то можно выделить дворцовые, храмовые, домашние сады и сады чайной церемонии.
Дворцовый сад очень древний, мирской, светский и по внешнему облику более близкий к китайскому. Обычно он занимает большую площадь, рассекаемую множеством дорожек, по которым можно прогуливаться, открывая новые и новые виды. Здесь допускается наличие декоративных элементов, в уединенных местах размещаются небольшие павильоны.
Храмовый сад создан скорее для созерцания, нежели для наслаждения прогулками. В нем может размещаться каменная пагода (символическое изображение одного из элементов буддийского храмового комплекса).
|
resant.ru О.Ворониной |
Домашние сады невелики (всего от Водоснабжение ► — Ремонт труб ► мКотельная ► до нескольких десятков соток). Это могут быть миниатюрные копии ландшафта японских островов или классических китайских пейзажей.
В саду чайной церемонии обязательно имеется чайный домик, около него — каменная чаша с водой (цукубай) и каменный фонарь. По характеру рельефа и освещенности сады можно разделить на холмистые и плоские. В зависимости от доминирующего элемента, определяющего цвет и композицию всех остальных частей, различают сады мхов, воды, камней, папоротников.
|
resant.ru А.Дарусенкова |
Что касается общей тенденции развития этого чисто японского искусства, то здесь по ходу веков наблюдается переход от простых имитаций природных ландшафтов к «философским» садам — символическим и даже абстрактным. Так, в символическом группа камней изображает конкретный образ (как, например, «Отдыхающая птица с распростертыми крыльями» или «Переправа тигра с тигрятами через бурный поток» в саду Реанзи в Киото). И человек, созерцая их, пытается увидеть, интуитивно ощутить этот образ. Большое распространение получил также «сухой» пейзаж, где вода изображается символически, с помощью камней и гальки. В абстрактных садах нет места подобной игре с образами. Посетитель становится как бы соавтором мастера и сам наполняет сад своими идеями, переживая такое же откровение, какое ощутил художник.
Элементы ландшафта
|
resant.ru А.Дарусенкова |
Природа дала человеку множество материалов для создания садов, очень разнообразных по форме, цвету и фактуре. Это деревья и камни, цветы и мхи, песок и трава, галька и вода. Камни и вода считаются основными элементами и обязательно присутствуют в каждом японском саду. Часто повторяют, что горы — это «скелет» природы, вода — ее «кровь».
Камни долгое время использовали только необработанные. И даже если они подвергались обработке, то все равно должны были казаться совершенно естественными, природными. Владение искусством их расстановки (сутэ-иси) — главное для художника сада. У каждого камня есть своя «поза», свое «лицо», своя пластика, по форме они могут быть статуями, низкими вертикалями, плоскими, лежачими или изогнутыми.
|
resant.ru А.Дарусенкова |
Второй по важности компонент сада — вода. Без нее нет жизни, она дарит прохладу в жаркий день, поит растения, животных и человека. Вода бывает спокойной или бурной, стремительной. Журчащие ручейки и горные речки с их шорохом, плеском и рокотом — это еще одно, звуковое оформление сада. Около чайных домиков обычно располагают цукубаи — каменные чаши, из которых посетители зачерпывают бамбуковыми ковшиками воду для омовения рук и приготовления чая. В крестьянских садах можно встретить соцу — «водные качели», предназначенные для отпугивания диких зверей, оленей и кабанов. Вода по капле падает в полость качающегося стебля бамбука, открытого с одной стороны. От воды одна часть тяжелеет, и в какой-то момент стебель опрокидывается. Вода резко выливается, «качели» возвращаются в исходное положение, ударяясь о лежащий внизу камень и отпугивая тем самым диких животных.
|
resant.ru А.Дарусенкова |
К подбору растений японцы относятся очень внимательно. Предпочтение отдается вечнозеленым деревьям и кустарникам, ведь сад — это образ рая на земле, а в раю все постоянно, ничего не меняется с течением времени. Одно из любимых растений — сосна, символ долголетия и постоянства. Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи. Из него также делают изгороди и калитки. Из цветущих деревьев особым почетом всегда пользовались сливы и сакура, из кустарников — камелии и азалии. Цветущая сакура для японских крестьян служила сигналом к началу посева риса, знаком, подтверждающим, что почва и вода достаточно прогрелись. У самураев сакура — символ стойкости и чистоты, ведь ее лепестки никогда не вянут на дереве и опадают «живыми». Из цветов в почете орхидеи, ирисы, пионы, нарциссы, маки, хризантемы, вьюнки, лотосы. Но лучше всего многообразие и утонченную изысканность природы раскрывают не яркие красочные цветы, а мхи — так считают японцы.
|
resant.ru О.Ворониной |
Из рукотворных элементов ландшафта популярны фонари (торо) и пагоды, выполненные, как правило, из камня. Фонарь (в современном варианте внутри его обычно расположена мерцающая электрическая лампочка) освещает путь в темноте и направляет внимание на отдельные элементы ландшафта. Существует много разновидностей фонарей, каждый из них имеет свое происхождение и место в саду. Из архитектурных сооружений, кроме дома, в саду может присутствовать беседка или павильон, где ожидают чайную церемонию, или чайный домик.
Экзотика в России
|
resant.ru А.Сапелина |
Большинство «японских» садов, создаваемых в России, копируют ландшафтное искусство Японии только внешне, они редко наполнены каким-либо символическим содержанием. Поэтому и появляются порой казусы вроде соцу из крестьянского сада рядом с пагодой, то есть буддийским храмом. Воистину экзотика! Насколько глубоко следует изучать и заимствовать другую культуру — вопрос риторический. Каждый отвечает на него по-своему. Но нам бы хотелось, чтобы вы внимательнее относились к традициям других стран.
|
resant.ru М.Ромакиной |
Когда решаешь обзавестись миниатюрной копией японского ландшафта на своем участке, первым делом встает вопрос о растениях. На японских островах климат теплый и влажный, совсем не такой, как, например, в средней полосе России. Значит, для многих видов растений нужно подбирать альтернативные варианты. Визуальный образ сакуры можно передать с помощью вишни курильской, миндаля трехлопастного, различных слив, абрикоса маньчжурского. Из кленов в Японии очень популярны японский и веерный, отличающиеся необычайно красивой формой кроны и листа, яркой осенней окраской. Но в средней полосе России они, к сожалению, подмерзают. По форме кроны и краскам к японским кленам близок маньчжурский, а листом — клен ложнозибольдов. Также используют клен татарский и приречный, их крону несложно формировать.
|
resant.ru М.Ромакиной |
Из хвойных пород обычно высаживают разные формы сосны горной, кедровые стланики, пихту бальзамическую и различные можжевельники. Из цветущих кустарников у нас высаживают рододендроны и азалии, обязательно укрывая их на зиму. Из всех ирисов более подходит ирис сибирский с характерными для него узкими тонкими цветоносами, на которых, словно парящие в воздухе бабочки, повисают цветки. У воды можно высадить ирис болотный. Мхи переносят из природы или заменяют их седумами и камнеломками.
|
resant.ru А.Дарусенкова |
Изделия из срезанного сухого бамбука (заборы, калитки, декоративные элементы), сооруженные на открытом воздухе, спустя некоторое время темнеют и теряют свою красоту. Рекомендуется оставлять зазоры между поверхностью земли и нижним краем такой бамбуковой изгороди. Торцевые срезы нужно заделывать, а сами стволы обрабатывать защитным составом. Чтобы они не трескались, перемычки внутри их просверливают. Японский уголок можно окружить изгородями из туи, тиса или пузыреплодника, кизильника, высокой спиреи, чубушника.
Из камней в Японии обычно используются граниты или андезиты, а также хлориты, базальты. Их окраска обычно насыщенная серая, иногда — красноватая. Желтые и коричневые оттенки, популярные у нас, для японского сада недопустимы. Редко встречаются и гладкие валуны, обкатанные ледником. В Японии камни неровные, с острыми сколами и явно выраженной слоистой структурой. Светлый крупнозернистый песок заменяют мраморной крошкой, иногда гранитным отсевом, на которых инструментом, похожим на деревянные грабли, рисуют волны.
|
resant.ru О.Ворониной |
Создание «сухого» сада — мероприятие очень кропотливое. Площадку под гальку сначала несколько раз обрабатывают раундапом, затем утрамбовывают, выравнивают и укладывают сверху лутрасил (толстый нетканый материал, пропускающий воду, при этом препятствующий росту сорняков) или агрил, спанбонд. Затем расставляют камни и каменные группы и лишь после этого засыпают гальку. Очень актуальна проблема ее очистки от опавших листьев, цветов с деревьев, сережек, пыльцы. Если кленовые листья убрать вручную несложно, то рядом с березами «сухие» сады или просто площадки из гальки лучше не создавать — хлопот не оберешься. Трудно поддерживать и узор на гальке. В дождливое лето он держится около недели-двух, потом слеживается. Кстати, все камни в японском саду именно что «вырастают» из земли, а не лежат на ее поверхности.
Бамбуковые изделия, а также фонари и пагоды, выполненные из натурального, искусственного камня или пластмассы, можно приобрести на многих садовых рынках. Пластмассовые фонари непрактичны, их легко уносит ветром, каменные же очень дороги (от $ Продажа в кредит ► 00-Договор, гарантия ► 00 до $ Котельная ► 000 и более). Фонари и пагоды из искусственного камня производят AGABA (Германия), KORS, «СПАРКС ГРУП» (Россия) и другие фирмы (стоимость — от $ Котельная ► 00-Водоснабжение ► 00).
Редакция благодарит главного ландшафтного архитектора ГБС РАН Елену Голосову, ландшафтного архитектора Александра Сапелина, а также информационный отдел посольства Японии в Москве за помощь в подготовке материала.
|















